Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - управление) обратилось с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании недействительными приказа департамента от 05.11.04 N 129-з "О предоставлении в аренду земельного участка закрытому акционерному обществу "Риварго" в Темрюкском районе для сельскохозяйственного производства" (далее - приказ N 129-з) и договора аренды земельного участка от 05.11.04 N 0000000715.
Определениями от 16.06.05, 22.08.05 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО "Вымпел-Ком", государственное предприятие по производству риса "Краснооктябрьский" (далее - предприятие). Определением от 22.08.05 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ЗАО "Риварго".
Решением от 18.04.06 иск удовлетворен на том основании, что спорный земельный участок не является собственностью Краснодарского края, поэтому департамент превысил полномочия по распоряжению участком.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и прекратить производство по делу. По мнению заявителя, суд не принял во внимание, что департамент имеет полномочия по распоряжению участком в силу Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Краснодарского края от 05.11.02 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", постановления главы администрации Краснодарского края от 11.03.02 N 253 "О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности". Предприятие отказалось от права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком. В письме от 23.01.03 N ДА-9/2356 первый заместитель Минимущества России Аратский Д.Б. сообщил, что министерство не возражает против отказа предприятия от права постоянного (бессрочного) пользования указанным участком. Поэтому участок включен в состав фонда перераспределения Краснодарского края распоряжением главы администрации Краснодарского края от 01.04.04 N 375-р "Об утверждении местоположения и площади земельных участков фонда перераспределения земель Краснодарского края". На основании свидетельства о государственной регистрации права от 25.11.04 (серия 23-АБ N 682388) Краснодарский край является собственником земельного участка, расположенного в Темрюкском районе в границах предприятия. На момент отказа предприятия от права постоянного (бессрочного) пользования участком, последний находился в неразграниченной государственной собственности, так как за Российской Федерацией не было зарегистрировано право собственности на него. Департамент предоставил в аренду участок, на котором отсутствуют объекты недвижимости.
Участвующие в деле лица не предоставили отзывы на кассационную жалобу.
В заседании суда кассационной инстанции представитель департамента поддержал доводы, изложенные в жалобе. Представители управления и ОАО "Вымпел-Ком" просили оставить решение в силе, считая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, департамент издал приказ от 05.11.04 N 129-з "О предоставлении в аренду земельного участка закрытому акционерному обществу "Риварго" в Темрюкском районе для сельскохозяйственного производства".
На основании данного приказа департамент (арендодатель) и ЗАО "Ривагро" (арендатор), заключили договор аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения от 05.11.04 N 0000000715, согласно которому ЗАО "Ривагро" получило в аренду сроком на 10 лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 13 605 218 кв. м (кадастровый номер 23:30:13 03 000:0020), расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах ГППР "Краснооктябрьский".
Считая приказ департамента N 129-з и договор аренды от 05.11.04 не соответствующими действующему законодательству, управление обратилось в арбитражный суд с иском о признании приказа и договора недействительными.
Согласно статье 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые: признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на них возникло при разграничении государственной собственности на землю; приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Суд установил, что предприятие является федеральным государственным унитарным предприятием, имущество которого используется на праве хозяйственного ведения, при этом спорный участок принадлежит предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования, поэтому является федеральной собственностью в силу закона.
В силу пункта 1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права. Согласно пункту 3 данной статьи при отказе лица от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Кодекса.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд: при добровольном отказе от земельного участка; если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства; при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами.
Земельный участок является федеральной собственностью в силу закона и распоряжаться им имеет право федеральный орган, являющийся полномочным представителем собственника федерального имущества. Поскольку таким правом субъект федерации не наделен, он не вправе включать земельный участок в фонд перераспределения. Кроме того, право собственности субъекта федерации возникает при передаче ему земельного участка при разграничении государственной собственности на землю. Поскольку в материалы дела не предоставлены доказательства передачи спорного участка Краснодарскому краю в установленном порядке, суд правомерно удовлетворил иск.
Утверждение заявителя об отказе предприятия от спорного участка с согласия Министерства имущественных отношений России не может быть принято во внимание, поскольку такой отказ не влечет прекращения у предприятия права постоянного (бессрочного) пользования в силу статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации. Директор и первый заместитель министра не являются лицами, имеющими полномочия на отказ от земельного участка от имени Российской Федерации.
Довод департамента о том, что полномочия на распоряжение участком предоставлены ему Законом Краснодарского края от 05.11.02 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" подлежит отклонению, так как согласно статье 4 данного Закона высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края управляет и распоряжается земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Суд правомерно не принял во внимание утверждение заявителя о праве собственности Краснодарского края и свидетельство от 25.11.04 (серия 23-АБ N 682388), которое выдано на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 01.04.04 N 375р "Об утверждении местоположения и площади земельных участков фонда перераспределения земель Краснодарского края". В приложении 43 к данному распоряжению спорный участок не указан. Поэтому данная регистрация является незаконной и не влечет правовых последствий.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права судом первой инстанции и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу. Кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования.
Поскольку суд не допустил нарушений норм материального и процессуального права основания для отмены или изменения решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.06 по делу N А32-6564/2005-31/129 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 октября 2006 г. N Ф08-5090/06 "Поскольку спорный участок не является собственностью Краснодарского края, суд правомерно признал недействительным распоряжение Департамента имущественных отношений Краснодарского края о передаче участка в аренду и договор аренды"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело