Федеральная продовольственная корпорация обратилась в арбитражный суд с иском к Краснодарской краевой продовольственной корпорации о взыскании задолженности по договору поручения.
Решением суда от 20.04.2000 с ответчика взыскано 9 255 092 рубля задолженности. 31 мая 2000 года на основании данного решения выдан исполнительный лист.
ОАО "Россельхозбанк" (далее - банк) обратилось с заявлением о процессуальном правопреемстве и просило произвести замену взыскателя на Минфин России, ссылаясь на то, что Федеральная продовольственная корпорация находится в стадии ликвидации; поскольку по договору поручения ответчику передавались бюджетные средства, в силу статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации право требовать их возврата принадлежит Минфину России, банк является агентом Минфина России.
Определением от 28.11.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.06.06, в удовлетворении заявления отказано на том основании, что правопреемство может иметь место при выбытии одной из сторон из правоотношения, в то время как в деле нет доказательств выбытия федеральной продовольственной корпорации из спорного правоотношения.
В кассационной жалобе и выступлении в суде банк просит отменить принятые по делу судебные акты и произвести замену взыскателя на Минфин России. Заявитель указывает, что процессуальное правопреемство может иметь место не только в случае реорганизации стороны, но и в силу закона; основанием для обращения с заявлением являются нормы статьи 39 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", статьи 34 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", статьи 66 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", предоставившие Минфину России право требования от имени Российской Федерации возврата бюджетных средств, выданных юридическим лицам на возвратной и возмездной основе за счет средств федерального бюджета.
Отзывы на кассационную жалобу не предоставлены; в судебном заседании Администрация Краснодарского края и Департамент сельского хозяйства и продовольствия Краснодарского края просили оставить судебные акты без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и оценив доводы сторон, считает, что определение от 28.11.05 и постановление апелляционной инстанции от 02.06.06 следует отменить.
Как видно из материалов дела и установлено судом, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.94 N 1121 создана федеральная продовольственная корпорация при Минсельхозпроде России, на которую возложена задача формирования и организация использования продовольственных фондов. Пунктом 11 постановления на Минфин России и Минэкономики России возложена обязанность начиная с 1995 года выделять корпорации средства из федерального бюджета для осуществления операций на продовольственном рынке.
Федеральная продовольственная корпорация (доверитель) и Краснодарская краевая продовольственная корпорация (поверенный) заключили в 1995 году договор, по которому доверитель поручает выполнение задач и функций формирования федерального фонда, осуществление закупок и поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд. В целях исполнения договора доверитель перечислил 95 499 910 рублей, остаток средств федерального бюджета составил 9 255 092 рубля, который взыскан решением арбитражного суда от 20.04.2000.
Из материалов дела следует, что федеральная продовольственная корпорация в настоящее время находится в стадии ликвидации.
Банк обратился с заявлением об установлении процессуального правопреемства и замене федеральной продовольственной корпорации на Минфин России.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Отказывая в замене взыскателя по делу, судебные инстанции исходили из того, что выбытие федеральной продовольственной корпорации из спорного правоотношения не доказано, поскольку ликвидация данного лица не завершена.
Позиция банка основана на том, что выбытие корпорации из спорного правоотношения произошло в силу закона: статьи 39 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", статьи 34 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", статьи 66 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год". Указанные нормы устанавливают, что Министерству финансов Российской Федерации предоставляется право требования от имени Российской Федерации возврата бюджетных кредитов, предоставленных юридическим лицам на возвратной и возмездной основе за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет указанную работу при участии главных распорядителей средств федерального бюджета и агентов Правительства Российской Федерации по возврату средств, выданных на возвратной основе.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что средства, переданные федеральной продовольственной корпорации поверенному - Краснодарской краевой продовольственной корпорации, являлись средствами федерального бюджета. Данные средства предоставлялись на возмездной основе - на осуществление закупок сельхозпродукции для государственных нужд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.02 N 353 утверждены правила обеспечения возврата в 2002 году задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса и потребительской кооперации с 1992 по 2000 год. Данными правилами установлено, что они применяются к обеспечению возврата задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным с 1992 по 2000 год на формирование Федерального продовольственного фонда, в том числе переданным в управление Федеральной продовольственной корпорации при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации. Агент (ОАО "Россельхозбанк") принимает меры по взысканию задолженности получателей бюджетных кредитов, уполномоченных банков и федеральной продовольственной корпорации в соответствии с законодательством Российской Федерации и представляет ежемесячно в Министерство финансов Российской Федерации информацию о принимаемых мерах (пункт 20 правил).
Стороной в отношениях по бюджетному кредитованию выступает Российская Федерация. От имени Российской Федерации в суде выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125 Гражданского кодекса Российской Федерации). При передаче функций от одного органа другому к последнему переходит и право выступать в суде, происходит процессуальное правопреемство. При этом такая передача не обязательно вызвана упразднением органа, ранее ведавшего этими же вопросами, и может не основываться на гражданско-правовом правопреемстве.
Таким образом, Минфин России в лице агента Правительства России - ОАО "Россельхозбанк" вправе выступать взыскателем по спорным правоотношениям в силу закона.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
определение от 28.11.05 и постановление апелляционной инстанции от 02.06.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-137/2000-36/10 отменить.
Произвести замену взыскателя по делу N А32-137/2000-36/10 - федеральной продовольственной корпорации на Минфин Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 октября 2006 г. N Ф08-5153/06 "Стороной в отношениях по бюджетному кредитованию выступает РФ. От имени РФ в суде выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125 Гражданского кодекса РФ). При передаче функций от одного органа другому к последнему переходит и право выступать в суде, происходит процессуальное правопреемство. При этом такая передача не обязательно вызвана упразднением органа, ранее ведавшего этими же вопросами, и может не основываться на гражданско-правовом правопреемстве"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело