Муниципальное унитарное предприятие "Спецавтохозяйство по уборке города" г. Сочи (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N7 по Краснодарскому краю (правопреемник ИФНС РФ по г. Сочи) (далее - налоговая инспекция) N 25-29/30 от 15.12.005г. в части начисления 6 175 073 руб. налога на землю, 2 355 762 руб. пени и 1 107263 руб. штрафа за неуплату налога, а также требования N 203743 от 20.12.05г. о взыскании с предприятия 6 175 073 руб. налога на землю и 2 355 762 руб. пени за неуплату налога.
Решением суда от 17.04.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.06.06, заявление удовлетворено по мотиву того, что Решениями Городского собрания г. Сочи N 71 от 23.06.2000 и N 15 от 21.01.03 земли предприятия отнесены к землям общего пользования, которые в силу пункта 9 статьи 12 Закона Российской Федерации N 1738-1 "О плате за землю" освобождаются от уплаты земельного налога.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. По мнению налоговой инспекции, земли предприятия не являются землями общего пользования в силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, а решениями Городского собрания г. Сочи N 71 от 23.06.2000 и N 15 от 21.01.03 установлена только льгота в части уплаты земельного налога в местный бюджет.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представители предприятия возражали против удовлетворения жалобы и просили оставить в силе судебные акты.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей, лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку предприятия по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, по итогам которой установила неполную уплату предприятием налога на землю в федеральный и краевой бюджеты в сумме 6 175 073 руб., сославшись на неправомерное применение льготы по налогу.
Решением налоговой инспекции от 15.12.05 N 25-29/30 предприятию начислены 6 175 073 руб. налога на землю, 2 355 762 руб. пени и 1 107263 руб. штрафа за неуплату налога.
Предприятию направлено требование N 203743 от 20.12.2005 об уплате задолженности по налогу и пени.
Признавая решение инспекции недействительным в части земельного налога, пени и штрафа за его неуплату, суд правильно исходил из следующего.
Статья 76 Земельного кодекса РСФСР (утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.91 N 1103-1) предусматривала, что земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий, и других земель, служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, вступивший в силу с 29.10.2001, не содержит исчерпывающего перечня земель общего пользования. В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации только указано о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации установил порядок, при котором право отнесения земель к определенной категории и перевода их из одной категории в другую возлагается на соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления (статья 8 Кодекса). Указанной нормой права установлено, что отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется органами местного самоуправления.
Решением Городского собрания г. Сочи от 21.01.03г. N 15 утвержден Перечень земель, служащих для удовлетворения нужд города, в том числе к ним отнесены земли, используемые под свалки твердых бытовых отходов, сливные станции утилизации жидких бытовых отходов, станции перегрузки мусора и общественные туалеты. Из письма Городского собрания г. Сочи от 08.08.05 N ГС-653/01-09 следует, что земли, служащие для удовлетворения нужд города и включенные в названный Перечень, являются землями общего пользования муниципального образования город-курорт Сочи.
Суд установил, что предприятие использует земельные участки, предоставленные в бессрочное пользование под свалки твердых бытовых отходов, сливные станции утилизации жидких бытовых отходов, станции перегрузки мусора и общественные туалеты.
Таким образом, вывод суда о том, что земли, отведенные предприятию и используемые под свалки твердых бытовых отходов, сливные станции утилизации жидких бытовых отходов, станции перегрузки мусора и общественные туалеты, относятся к землям общего пользования, подтверждается материалами дела и не противоречит закону.
Согласно пункту 9 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются земли общего пользования населенных пунктов.
С учетом изложенного суд правомерно признал недействительными решение и требование налоговой инспекции в части уплаты предприятием земельного налога за земли общего пользования города-курорта Сочи.
Следовательно, доводы налогового органа о том, что спорные земли предприятия не могут быть отнесены к землям общего пользования, освобождаемым от уплаты земельного налога, являются несостоятельными. Доводы о том, что предприятие имеет льготу только в части уплаты налога в местный бюджет также необоснованны, поскольку не соответствуют пункту 9 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 17.04.06 и постановление апелляционной инстанции от 29.06.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-3541/2006-5/85 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.9 ст.12 Закона РФ от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются земли общего пользования населенных пунктов.
Организации доначислен земельный налог. По мнению налогового органа, земли, принадлежащие предприятию, не могут являться землями общего пользования, в связи с чем применение соответствующей льготы неправомерно.
Суды первой и апелляционной инстанций позицию налогового органа признали неправомерной.
Федеральный арбитражный суд, рассмотрев кассационную жалобу налогового органа, указал следующее.
Как видно из материалов дела предприятие использует земельные участки, предоставленные в бессрочное пользование под свалки твердых бытовых отходов.
Решением Городского собрания утвержден перечень земель, служащих для удовлетворения нужд города, в том числе к ним отнесены земли, используемые под свалки твердых бытовых отходов.
Кроме того, письмом Городского собрания утверждено, что земли, служащие для удовлетворения нужд города, являются землями общего пользования.
Таким образом, организация правомерно применила льготу при исчислении земельного налога в связи с чем федеральный арбитражный суд оставил принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 октября 2006 г. N Ф08-5028/06-2118А "Вывод суда о том, что земли, отведенные предприятию и используемые под свалки твердых бытовых отходов, относятся к землям общего пользования, которые освобождаются от уплаты земельного налога, подтверждается материалами дела и не противоречит закону"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело