Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Северная Осетия-Алания (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило: приостановить деятельность ООО "Феникс" (далее - общество) по производству этилового спирта до установления и ввода в эксплуатацию очистных сооружений; обязать общество разработать и согласовать с управлением план организационных мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию очистных сооружений. В обоснование заявления указано, что общество в нарушение законодательства в области охраны окружающей среды осуществляет деятельность по производству спирта без очистных сооружений, предписания управления не исполняет. Деятельность общества подлежит приостановлению на основании статьи 80 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания решением от 01.06.06 отказал в удовлетворении требований, заявленных управлением. Судебный акт мотивирован тем, что заявитель не представил доказательств, подтверждающих полномочия управления на осуществление функций по контролю и надзору в сфере природопользования. Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Северная Осетия-Алания, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.09.04 N 406, (далее - положение об управлении) не является надлежащим доказательством, подтверждающим полномочия заявителя на осуществление названных функций. В силу пунктов 10 и 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009, нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, имеющий межведомственный характер подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию. Заявителем не представлено доказательств того, что Министерством юстиции Российской Федерации положение об управлении признано не нуждающимся в регистрации, также не представлены доказательств его опубликования. Положение об управлении разработано не на основании типового положения (л. д. 131).
Управление в кассационной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на необоснованность вывода суда о том, что заявитель не подтвердил свои полномочий на осуществление функций по контролю и надзору в сфере природопользования. Заявитель указывает, что управление является территориальным органом Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, действует на основании положения. Министерство юстиции Российской Федерации проводило правовую экспертизу актов Федеральной службы по надзору в сфере природопольлования. В результате проверки нарушений не установлено. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19.09.05 N 239 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации" и постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.05 N 452 "О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти", на неисполнение которых указывает суд, приняты после утверждения положения об управлении и не могли быть учтены при издании этого акта.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение надлежит отменить, дело - передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Из материалов дела следует, что управление обратилось в суд с заявлением о приостановлении деятельности общества по производству спирта на основании Закона об охране окружающей среды.
В силу статьи 80 Закона об охране окружающей среды требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, сославшись на недоказанность наличия у заявителя функций по контролю и надзору в сфере природопользования.
Кассационная инстанция не может признать решение суда законным.
Суд усомнился в том, что заявитель наделен функциями по контролю и надзору в сфере природопользования, поскольку установил, что положение об управлении не прошло государственную регистрацию и не было официально опубликовано. Однако суд не учел, что управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Положение о территориальном органе не может быть признано нормативным правовым актом, устанавливающим функции этого органа. Территориальный орган исполняет функции, которыми в установленном порядке наделена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.04 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 314) установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Этим указом образована Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, ей переданы функции по контролю и надзору в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Президент Российской Федерации Указом от 20.05.04 N 649 преобразовал Федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, передав функции в сфере экологического надзора Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Этим Указом Правительству Российской Федерации поручено осуществить в соответствии с федеральным законодательством перераспределение функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, образованных (преобразованных) Указом.
Правительство Российской Федерации постановлением от 30.07.04 N 400 утвердило Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и установило, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) в установленной сфере деятельности.
В Положении о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования указано, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования наделена функциями по контролю и надзору в сфере природопользования, следовательно, территориальные органы в соответствии с положениями о них вправе осуществлять эти функции.
Указ N 314 содержит понятия функций по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору, а также устанавливает, что федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации. Она не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме установленных случаев.
Положение об управлении не противоречит Указу, оно направлено на исполнение территориальным органом функций федеральной службы.
При новом рассмотрении дела суду надлежит рассмотреть заявление управления с учетом названных норм материального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 01.06.06 по делу N А61-149/06-14 отменить, дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 октября 2006 г. N Ф08-4917/06 "Федеральная служба по надзору в сфере природопользования наделена функциями по контролю и надзору в сфере природопользования, следовательно, территориальные органы в соответствии с положениями о них вправе осуществлять эти функции"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело