Индивидуальный предприниматель Мальцев А.В. обратился в арбитражный суд с заявлением об изменении постановления Воронежской таможни от 18.10.05 по делу об административном правонарушении N 10104000-95/2005 в части помещения товара на склад временного хранения Кантемировского поста Воронежской таможни для решения вопроса о надлежащем таможенном оформлении, а также о возврате товара его законному владельцу.
Решением суда от 14.04.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.07.06, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что товар (салфетки протирочные для автомобиля в количестве 28 коробок, всего 4032 штук), правомерно изъят таможней и помещен на склад временного хранения для решения вопроса о надлежащем таможенном оформлении. Суд пришел к выводу о том, что предприниматель Мальцев А.В. не доказал нарушение оспариваемым положением его прав и законных интересов.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился предприниматель с кассационной жалобой на решение от 14.04.06 и постановление апелляционной инстанции от 12.07.06, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об изменении постановления таможни в оспариваемой части. Заявитель считает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств дела. По мнению предпринимателя, действующее законодательство не предусматривает при принятии решения по делу об административном правонарушении изъятие и помещение товара на склад временного хранения в целях проверки достоверности заявленных сведений о товаре.
Воронежская таможня представила отзыв на кассационную жалобу, в которой считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Воронежской таможни в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Мальцев А.В. на основании контракта от 25.12.04 N 234/004 с Тайваньской фирмой "JE INTERNANIONAL CO. LTD" ввез на таможенную территорию Российской Федерации салфетки для мытья транспорта в количестве 78 870 штук. Товар прибыл в порт Новороссийск по коносаменту N SHCNOYQA 504033, после чего доставлен в Ростовскую таможню для таможенного оформления. В результате таможенного осмотра установлено соответствие сведений о наименовании товара и его весе заявленным в грузовой таможенной декларации N 10313070/200605/П004000, после чего товар выпущен таможней для внутреннего потребления без ограничений.
Данный товар в количестве 28 коробок (или 4032 штук) Мальцев А.В. реализовал Полякову А.Г. по накладной от 28.06.05 N 262. Оплата товара подтверждается квитанцией к приходно-кассовому ордеру от 30.06.05 N 78.
30.06.05 на КПМ г. Богучар Воронежской области сотрудники Воронежской таможни провели осмотр принадлежащего Полякову А. Г. автомобиля, на котором перевозился спорный товар - салфетки протирочные в количестве 4032 штук. Поскольку представленные на товар документы вызвали у сотрудников таможни сомнения в их подлинности, груз был изъят и помещен на склад временного хранения Кантемировского таможенного поста.
Определением от 01.06.05 в отношении Мальцева А.В. возбуждено дело об административном правонарушении N 10104000-95/2005 по статье 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения административного дела заместитель начальника Воронежской таможни по правоохранительной деятельности вынес постановление от 18.10.05 о прекращении производства по административному делу на основании пункта 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава правонарушения. При этом изъятый товар помещен на склад временного хранения для решения вопроса о надлежащем таможенном оформлении.
Не согласившись с принятым постановлением в указанной части, Мальцев А.В. обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из правомерности действий таможни и законности оспариваемого постановления. При этом судебные инстанции руководствовались статьей 361 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Вместе с тем при рассмотрении дела судебные инстанции не учли следующее.
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Требование предпринимателя об изменении постановления Воронежской таможни от 18.10.05 по делу об административном правонарушении N 10104000-95/2005 в части помещения товара на склад временного хранения, по сути, сводится к требованию о проверке законности пункта 3 указанного постановления.
Согласно части 3 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров таможенными органами в соответствии с требованиями и условиями, которые установлены данным Кодексом, а также путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Частью 3 статьи 377 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что таможенные органы производят изъятие товаров в случаях, если товары запрещены к ввозу в Российскую Федерацию или обороту в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при наличии достаточных оснований полагать, что арест товаров не является достаточной мерой для обеспечения их сохранности. Изъятые товары помещаются на склад временного хранения либо в другое место, являющееся зоной таможенного контроля.
Изъятие вещей и документов является как мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, так и мерой обеспечения форм (видов) таможенного контроля. Изъятие вещей и документов, явившихся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения, имеющих значение доказательств по делу и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства, представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении правонарушителя возможности владеть, пользоваться и распоряжаться соответствующим имуществом. Правом применения данной меры обладают должностные лица органов, правомочных осуществлять доставление, административное задержание, и должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, в пределах компетенции того или иного органа.
Из смысла статьи 377 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, может быть применено к лицу, в отношении которого ведется производство по делу, а также к лицу, вина которого в совершении административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания. При вынесении судьей, органом, должностным лицом постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, при выявлении хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по указанному делу, вещи и документы, не изъятые из оборота, в отношении которых была применена рассматриваемая мера обеспечения производства по делу, подлежат возвращению законному владельцу.
Как видно из материалов дела, постановлением Воронежской таможни производство по делу об административном правонарушении N 10104000-95/2005 в отношении индивидуального предпринимателя Мальцева А.В. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заинтересованного лица пояснил, что товар до настоящего времени находится на складе временного хранения Кантемировского поста Воронежской таможни, возбужденные дела об административном правонарушении, в рамках которых к спорному товару могла быть применена такая мера обеспечения как изъятие, а также вступившие в законную силу постановления о назначении административного наказания лицу, вина которого в совершении административного правонарушения установлена, отсутствуют.
При таких обстоятельствах у Воронежской таможни отсутствовали правовые основания для включения в постановление от 18.10.05 положения о помещении спорного товара (салфетки протирочные для автомобиля в количестве 4 032 шт.) на склад временного хранения (пункт 3 резолютивной части постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении N 10104000-95/2005).
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене. Поскольку фактические обстоятельства по делу установлены судебными инстанциями на основании имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 14.04.06 и постановление апелляционной инстанции от 12.07.06 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-31289/2005-С5-24 отменить.
Признать незаконным и отменить пункт 3 постановления Воронежской таможни от 18.10.05 по делу об административном правонарушении N 10104000-95/2005.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 октября 2006 г. N Ф08-5296/06-2262А "При вынесении судьей, органом, должностным лицом постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении при выявлении хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по указанному делу, вещи и документы, не изъятые из оборота, в отношении которых была применена мера обеспечения производства по делу - изъятие, подлежат возвращению законному владельцу"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело