Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Северная Осетия-Алания (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило: приостановить деятельность ООО "ДДД" (далее - общество) по производству этилового спирта до установления и ввода в эксплуатацию очистных сооружений; обязать общество разработать и согласовать с управлением план организационных мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию очистных сооружений. В обоснование заявления указано, что общество в нарушение законодательства в области охраны окружающей среды осуществляет деятельность по производству спирта без очистных сооружений и лицензии на право пользования поверхностными водами, предписания управления не исполняет. Деятельность общества подлежит приостановлению на основании статьи 80 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания решением от 01.06.06 отказал в удовлетворении требований, заявленных управлением. Судебный акт мотивирован тем, что заявитель не представил доказательств, подтверждающих полномочия управления на осуществление функций по контролю и надзору в сфере природопользования. Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Северная Осетия-Алания, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.09.04 N 406, (далее - положение об управлении) не является надлежащим доказательством, подтверждающим полномочия заявителя на осуществление названных функций. В силу пунктов 10 и 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009, нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, имеющий межведомственный характер подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию. Заявителем не представлено доказательств того, что Министерством юстиции Российской Федерации положение об управлении признано не нуждающимся в регистрации, также не представлены доказательств его опубликования. Положение об управлении разработано не на основании типового положения (л. д. 131).
Управление в кассационной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на необоснованность вывода суда о том, что заявитель не подтвердил свои полномочий на осуществление функций по контролю и надзору в сфере природопользования. Заявитель указывает, что управление является территориальным органом Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, действует на основании положения. Министерство юстиции Российской Федерации проводило правовую экспертизу актов Федеральной службы по надзору в сфере природопольлования. В результате проверки нарушений не установлено. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19.09.05 N 239 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации" и постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.05 N 452 "О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти", на неисполнение которых указывает суд, приняты после утверждения положения об управлении и не могли быть учтены при издании этого акта.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение надлежит отменить, дело - передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Из материалов дела следует, что управление обратилось в суд с заявлением о приостановлении деятельности общества по производству спирта на основании Закона об охране окружающей среды.
В силу статьи 80 Закона об охране окружающей среды требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, сославшись на недоказанность наличия у заявителя функций по контролю и надзору в сфере природопользования.
Кассационная инстанция не может признать решение суда законным.
Суд усомнился в том, что заявитель наделен функциями по контролю и надзору в сфере природопользования, поскольку установил, что положение об управлении не прошло государственную регистрацию и не было официально опубликовано. Однако суд не учел, что управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Положение о территориальном органе не может быть признано нормативным правовым актом, устанавливающим функции этого органа. Территориальный орган исполняет функции, которыми в установленном порядке наделена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.04 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 314) установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Этим указом образована Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, ей переданы функции по контролю и надзору в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Президент Российской Федерации Указом от 20.05.04 N 649 преобразовал Федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, передав функции в сфере экологического надзора Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Этим Указом Правительству Российской Федерации поручено осуществить в соответствии с федеральным законодательством перераспределение функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, образованных (преобразованных) Указом.
Правительство Российской Федерации постановлением от 30.07.04 N 400 утвердило Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и установило, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) в установленной сфере деятельности.
В Положении о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования указано, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования наделена функциями по контролю и надзору в сфере природопользования, следовательно, территориальные органы в соответствии с положениями о них вправе осуществлять эти функции.
Указ N 314 содержит понятия функций по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору, а также устанавливает, что федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации. Она не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме установленных случаев.
Положение об управлении не противоречит Указу, оно направлено на исполнение территориальным органом функций федеральной службы.
При новом рассмотрении дела суду надлежит рассмотреть заявление управления с учетом названных норм материального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 01.06.06 по делу N А61-148/06-14 отменить, дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 октября 2006 г. N Ф08-4952/06 "Федеральная служба по надзору в сфере природопользования наделена функциями по контролю и надзору в сфере природопользования, следовательно, территориальные органы в соответствии с положениями о них вправе осуществлять эти функции"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело