См. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 января 2007 г. N Ф08-7134/06-2932А
ООО "Новая Эра" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 01.03.05 N 8 в части суммы 2 636 937 рублей (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе:
налог на прибыль: недоимка 762 941 рубль, штраф - 152 588 рублей, пени 107 980 рублей;
налог на добавленную стоимость:
недоимка - 1 125 558 рублей, штраф 81 133 рубля 20 копеек, пени - 321 551 рубль;
налог на доходы физических лиц: недоимка - 70 110 рублей 30 копеек, пени - 12 359 рублей 40 копеек; сбор на содержание милиции: недоимка - 549 рублей, штраф - 2 086 рублей 60 копеек, пени - 80 рублей 80 копеек.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике обратилась со встречным заявлением о взыскании с ООО "Новая Эра" налоговых санкций в сумме 271 054 рублей 90 копеек, в том числе: по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации - 239 600 рублей; по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации - 17 432 рубля 90 копеек; по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации - 14 022 рубля. Решением от 12.09.05 признано недействительным решение налоговой инспекции от 01.03.05 N 8 в части доначисления налога на прибыль в сумме 762 941 рубля, НДС в сумме 1 125 558 рублей, НДФЛ в сумме 70 110 рублей 30 копеек, налога на содержание местной милиции 549 рублей и соответствующих им сумм штрафов и пени. В остальной части заявления отказано. Взыскано с общества 24 864 рубля 30 копеек штрафных санкций. В остальной части встречного заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.01.06 решение от 12.09.05 отменено. В удовлетворении заявления ООО "Новая Эра" о признании недействительным решения налоговой инспекции от 01.03.05 N 8 отказано. Суд взыскал с общества 271 054 рубля 90 копеек налоговых санкций.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции от 17.01.06, решение от 12.09.05 оставить в силе. По мнению подателя жалобы, общество выполнило требования Налогового кодекса Российской Федерации для возмещения из бюджета НДС, суд не принял при расчете налога на прибыль все расходы общества, налоговая инспекция неправильно произвела расчет НДФЛ.
Отзыв на кассационную жалобу налоговая инспекция не представила. Изучив доводы кассационной жалобы и материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку ООО "Новая Эра" по вопросам соблюдения законодательства по налогам и сборам за период с 01.01.03 по 31.12.03. По результатам проверки составлен акт от 27.01.05 N 6 и вынесено решение от 01.03.05 N 8, которым: общество привлечено к налоговой ответственности (статьи 119, 122, 123 Налогового кодекса Российской Федерации) и ему начислены штрафные санкции в сумме 271 054 рублей; доначислены налоги в общей сумме 2 281 805 рублей, в том числе налог на прибыль в сумме 762 941 рубля, НДС в сумме 1 125 558 рублей, целевой сбор на содержание милиции в сумме 549 рублей, НДФЛ в сумме 70 110 рублей 30 копеек; начислены пени в общей сумме 453 792 рублей, в том числе по налогу на прибыль 107 980 рублей, по НДС - 321 551 рубль, по НДФЛ - 12 359 рублей 40 копеек, по сбору на содержание милиции - 80 рублей 80 копеек.
Налоговая инспекция выставила требования от 03.05.05 N 288, N 2517. В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Пункт 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.01 N 138-О разъяснено, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.
Недобросовестные лица, стремящиеся уклониться от выполнения своих налоговых обязанностей, возложенных на них законом, не могут пользоваться теми же правовыми режимами, что и законопослушные налогоплательщики. Нарушение этими лицами требований закона предполагает возложение на них неблагоприятных правовых последствий такого неправомерного поведения.
Понятие и правоспособность юридического лица определены в статьях 48 и 49 Гражданского кодекса Российской Федерации. Несуществующие юридические лица не являются юридическими лицами в гражданско-правовом смысле, следовательно, не могут иметь гражданские права и нести обязанности. Их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в смысле статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если одним из участников сделки выступает несуществующее юридическое лицо, то сделки между юридическими лицами не существует.
При осуществлении предпринимательской деятельности, которая в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется на свой риск, лицо должно проявить достаточную осмотрительность и проверить правоспособность контрагента, наличие у него необходимой регистрации. Неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности ложатся на лицо, заключившее такие сделки, и не должны приводить к необоснованным выплатам из федерального бюджета.
При рассмотрении дела суд первой инстанции не дал надлежащей оценки всем счетам-фактурам, представленным обществом в подтверждение права на возмещение НДС, и не установил, соответствуют ли эти счета-фактуры требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, сделав общий вывод о несоответствии счетов-фактур предъявляемым к ним требованиям, не указал основания, по которым каждый счет-фактура не соответствует статье 169 Кодекса. Следовательно, начисление обществу НДС в сумме 1 125 558 рублей, пени в сумме 321 551 рубль, штрафа по статье 122 Кодекса в сумме 72 322 рубля, по статье 119 Кодекса в сумме 8 811 рублей 20 копеек нуждается в дополнительной проверке. При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции не учел следующее. Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. В соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Перечень расходов, связанных с производством и реализацией, предусмотрен пунктами 1, 2 статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации. Статья 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относят потери от брака; расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Суд не установил, какие расходы включал налогоплательщик и какие - налоговая инспекция при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Не исследовал суд расчеты общества и налоговой инспекции среднего процента материальных затрат на производство готовой продукции.
В материалы дела общество представило акты на списание картона и бумаги от 12.08.03 и 15.08.03. Суд указанным актам оценку не дал. В кассационной жалобе общество указывает, что по данным главной книги и оборотной ведомости по счету 01, 02 сумма начислений амортизации составляет 425 тыс. рублей. В материалах отсутствуют указанные документы. Налоговая инспекция сумму амортизационных начислений не включила в свой расчет и суд не установил причину данного обстоятельства.
В материалы дела общество представило приказ от 01.01.03 N 1.
Суд не исследовал указанный приказ и не истребовал у общества документы, подтверждающие расходы при использовании арендованного автомобиля. Согласно статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Налоговая инспекция доначислила НДФЛ на основании данных главной книги за 1-4 кварталы 2003 года. В материалах дела отсутствует главная книга, суд не дал оценки сведениям, содержащимся в ней.
Таким образом, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда, поскольку выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное и вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 12.09.05 и постановление апелляционной инстанции от 17.01.06 Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-891/05-6 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2006 г. N Ф08-2026/06-846А "При рассмотрении дела суд первой инстанции не дал надлежащей оценки всем счетам-фактурам, представленным обществом в подтверждение права на возмещение НДС, и не установил, соответствуют ли эти счета-фактуры требованиям ст. 169 НК РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело