ООО "Судоходная компания "Сандра"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Таганрогской таможне (далее - таможня) о возврате 316 246 рублей 68 копеек излишне уплаченных таможенных платежей, 2 027 рублей 52 копеек процентов за период с 10.10.05 по 27.10.05. Заявитель также просил взыскать с таможни 36 722 рубля 58 копеек, из них 28 557 рублей 10 копеек расходов по оплате услуг представителя и 7 865 рублей 48 копеек расходов по уплате государственной пошлины (уточненные требования).
Решением суда от 27.02.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.05.06, с таможни в пользу общества взыскано 316 246 рублей 48 копеек таможенных платежей, 2 027 рублей 52 копейки процентов за просрочку возврата платежей за период с 10.10.05 по 27.10.05, 15 000 рублей расходов по оплате услуг представителя. В остальной части требований о возмещении расходов отказано (с учетом определения суда от 22.03.06).
Судебные акты мотивированы тем, что общество выполнило условия, определенные пунктом 1 статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации, при наличии которых допускается временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных платежей.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и отказать заявителю в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, общество не подлежит полному освобождению от уплаты таможенных пошлин, поскольку использование ввезенного транспортного средства российским юридическим лицом на основе договора бербоут-чартера является нарушением условия полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, так как при перемещении судна "Сандра-2" соблюдены условия пункта 1 статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации. Кроме того, судебными актами арбитражных судов Северо-Западного округа исследовались те же обстоятельства, что и по данному делу с участием тех же лиц, в связи с чем судебные названные акты имеют преюдициальное значение при рассмотрении данного дела.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыва, выслушав представителя таможни, считает, что кассационная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в марте 2005 года в Таганрогский морской порт прибыл теплоход Сандра-2" под флагом России. Собственником судна является иностранная компания "Shimmer Blue Shipping Inc." (Невис). В момент пересечения таможенной границы Российской Федерации указанное судно находилось в фактическом владении и пользовании общества на основании договора бербоут-чартера с компанией "Shimmer Blue Shipping Inc." от 17.05.04.
Суд установил, что постановлением таможни от 11.03.05 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации. Обществу вменено нарушение требований статей 270, 271 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с заявлением в отношении судна таможенного режима "временный ввоз транспортных средств". По мнению таможни, общество указало в декларации недостоверные сведения о судовладельце, послужившие основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин.
Во избежание простоя судна и последующих убытков общество подало в таможню ГТД N 10319070/100305/0000133, по которой задекларировало перемещаемое через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с режимом временного ввоза транспортное средство - теплоход "Сандра-2".
За период нахождения судна на территории Российской Федерации с 10.03.05 по 27.07.05 уплачено 316 246 рублей 48 копеек таможенных платежей (платежные поручения от 28.06.05 N 114, 31.05.05 N 96, 29.04.05 N 82, 29.03.05 N 63, 10.03.05 N 198, квитанция к приходному ордеру от 10.03.05 N 8).
Полагая неправомерным привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации, общество обжаловало постановление таможни от 11.03.05 в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.04.05, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.05 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.12.05 по делу N А56-13103/2005, заявленные обществом требования удовлетворены. Суд указал, что судно подлежит освобождению от уплаты таможенных пошлин на основании статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации.
8 сентября 2005 года общество подало в таможенный орган заявление о возврате неправомерно уплаченных таможенных платежей в сумме 316 246 рублей 48 копеек.
Письмом от 23.09.05 N 01-18/9798 таможня отказала заявителю в возврате указанной суммы, ссылаясь на несоблюдение им условия, установленного в подпункте 2 пункта 1 статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации. Указано, что использование ввезенного транспортного средства российским юридическим лицом на основе договора бербоут-чартера является нарушением условия полного освобождения от уплаты таможенных пошлин.
Общество обратилось в суд с требованием к таможне о возврате неправомерно уплаченных сумм и процентов за просрочку их возврата.
Суды первой и апелляционной инстанции исходили из преюдициальности обстоятельств, установленных арбитражным судом между теми же лицами по делу N А56-13103/2005.
В силу статьи 270 Таможенного кодекса Российской Федерации транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса.
Согласно статье 271 Таможенного кодекса Российской Федерации временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства;
2) если транспортное средство ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом;
3) если транспортное средство не используется на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках;
4) если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации не передается в аренду (в случае, если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного, - в субаренду), за исключением случая, когда договор аренды (договор субаренды) заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства (пункт 1 статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Спор возник в связи с соблюдением обществом как лицом, претендующим на освобождение от уплаты таможенных пошлин, условия подпункта 2 пункта 1 статьи 271 Кодекса.
По мнению заявителя, подтверждением отсутствия обязанности уплачивать таможенные платежи является фактическое использование им судна на основании договора бербоут-чартера.
Таможенный орган считает неправильным такое толкование подпункта 2 пункта 1 статьи 271 Кодекса и указывает, что по условиям данной нормы права полное освобождение от уплаты пошлин возможно, только если транспортное средство ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и используется иностранным лицом. Использование ввезенного транспортного средства российским юридическим лицом на основе договора бербоут-чартера не охватывается диспозицией обозначенной нормы.
Суд кассационной инстанции полагает обоснованной позицию судов.
Общим условием полного освобождения от уплаты таможенных платежей является ввоз транспортного средства на таможенную территорию Российской Федерации иностранным лицом и использование его на таможенной территории этим же лицом. Вместе с тем закон допускает случаи, когда временно ввезенное транспортное средство используется российским лицом, надлежащим образом уполномоченным на такое использование.
В силу статьи 211 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Предоставление судна фрахтователю означает прежде всего передачу ему правомочий пользования, права коммерческой эксплуатации судна от своего имени. Судно предоставляется фрахтователю временно, на обусловленный срок, за плату. Целью фрахтования судна являются исключительно перевозка грузов, пассажиров или иные цели торгового мореплавания.
Правомочия российского лица по использованию транспортного средства должны подтверждаться документами, оформленными в соответствии с законодательством.
Таким образом, использование российским юридическим лицом судна на основании договора бербоут-чартера в соответствии с целями, предписанными данным видом договора, и при наличии документов, подтверждающих права фрахтователя на владение судном, является основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 271 Кодекса Правительство Российской Федерации вправе устанавливать случаи временного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если временно ввезенное транспортное средство используется российским лицом либо зарегистрировано за российским лицом, а также если другие условия, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 271 Кодекса, не соблюдаются, при условии, что в течение срока временного ввоза транспортного средства право собственности на транспортное средство не переходит российскому лицу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.02 N 448 "Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации морских судов" установлено, что морские суда валовой вместимостью свыше 1000 (коды ТН ВЭД 8901 10 100 0, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90 100 0), находящиеся в собственности иностранных лиц и зафрахтованные российскими лицами по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, при условии их использования в международных перевозках товаров и пассажиров временно ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами на срок действия указанных договоров.
При таких обстоятельствах вывод суда о подтверждении заявителем права на освобождение от уплаты таможенных платежей является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 27.02.06 и постановление апелляционной инстанции от 18.05.06 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-32699/05-С5-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 октября 2006 г. N Ф08-4091/06-1742А "Использование российским юридическим лицом судна на основании договора бербоут-чартера в соответствии с целями, предписанными данным видом договора, и при наличии документов, подтверждающих права фрахтователя на владение судном, является основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 271 Таможенного кодекса РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело