Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 15 ноября 2006 г. N Ф08-5789/06
"По смыслу статьи 1 Бюджетного кодекса отношения, возникающие в связи с
составлением проектов бюджетов, рассмотрением и утверждением бюджетов
(разделы 6 и 7 Кодекса) относятся к бюджетным правоотношениям.
Обязанность предусматривать в законе о бюджете выделение средств на
оплату газа, то есть принять соответствующий закон субъекта РФ, не
является гражданско-правовым обязательством (статья 307 ГК).
Следовательно, соглашение в части возложения на Кабинет Министров
Республики Адыгея обязанности ежегодно при формировании бюджета
Республики предусматривать выделение средств на оплату газа противоречит
нормам бюджетного законодательства и является ничтожным (статья 168 ГК)"
(извлечение)
ОАО "Адыггаз" обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Кабинету Министров Республики Адыгея о присуждении к исполнению обязанности в натуре путем обязания ответчика предусмотреть в бюджете на 2006 год выделение средств на погашение образовавшейся задолженности в размере 34 033 тыс. рублей 11 копеек, в бюджете на 2007 год - 13 609 тыс. рублей и включить указанные суммы в сводную бюджетную роспись (т. 1, л. д. 3).
До принятия решения истец изменил требования и просил суд обязать ответчика предусмотреть в бюджете на 2006 год выделение средств на погашение образовавшейся задолженности в размере 40 824 тыс. рублей и включить указанную сумму в сводную бюджетную роспись (т. 2, л. д. 24, 25).
Определением от 24.11.05 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Адыгея (далее - Минфин), ООО "Межрегионгаз", Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея (далее - Минэкономразвития) и ООО "Адыгрегионгаз" (т. 1, л. д. 19).
Кабинет Министров Республики Адыгея предъявил встречный иск о признании недействительным соглашения от 06.08.03 N 6-264, заключенного ОАО "Адыггаз", Кабинетом Министров Республики Адыгея, ООО "Адыгрегионгаз" и ООО "Межрегионгаз", а также плана погашения задолженности по состоянию на 01.04.03 (т. 1, л. д. 52 - 58).
Решением от 10.02.06 в удовлетворении первоначального иска отказано. Встречный иск Кабинета Министров Республики Адыгея удовлетворен. Суд признал недействительными соглашение от 06.08.03 N 6-264 и план погашения задолженности по состоянию на 01.04.03 (т. 2, л. д. 177).
Постановлением апелляционной инстанции от 27.04.06 решение от 10.02.06 отменено как принятое о правах и обязанностях ОАО "Газпром", не привлеченного к участию в деле, которое подписало план погашения задолженности по состоянию на 01.04.03. ОАО "Газпром" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (т. 2, л. д. 245 - 249).
До принятия постановления апелляционной инстанции по существу спора общество "Адыггаз" уточнило исковые требования и просило суд обязать Кабинет Министров Республики Адыгея предусмотреть в бюджете на 2007 год выделение средств на погашение образовавшейся задолженности в размере 40 824 тыс. рублей и включить указанную сумму в сводную бюджетную роспись (т. 3, л. д. 25).
Постановлением апелляционной инстанции от 28.08.06 в иске отказано.
Суд исходил из того, что соглашение о мерах по выполнению расчетов за природный газ и обеспечению его надёжной поставки потребителям Республики Адыгея от 06.08.03 N 6-264 является недействительной сделкой. Суд установил, что названное соглашение подписано премьер-министром без соответствующего акта Кабинета Министров Республики Адыгея, в компетенцию которого входит формирование республиканского бюджета и обеспечение его исполнения. Спорное соглашение противоречит статьям 226, 227 Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающихся процедуры расходования бюджетных средств (подтверждения принятых бюджетных обязательств). Поскольку соглашение от 06.08.03 не влечет денежных обязательств ответчика, оно не является основанием включения спорных сумм в республиканский бюджет. Суд отклонил доводы истца о пропуске ответчиком срока давности по встречному иску, предусмотренного для оспоримых сделок (пункт 2 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации), указав, что соглашение от 06.08.03 ничтожно в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (т. 3, л. д. 88).
ОАО "Адыггаз" обжаловало постановление от 28.08.06 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит отменить оспариваемый акт, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Истец полагает, что вывод суда о недействительности (ничтожности) соглашения от 06.08.03 N 6-264 противоречит закону. Названное соглашение подписано премьер-министром, действующим от имени Кабинета Министров Республики Адыгея в рамках его компетенции. Отсутствие акта Кабинета Министров Республики Адыгея, уполномочивающего премьер-министра подписать соглашение, не влечет его ничтожность. Кроме того, суд не учёл, что соглашение одобрено принятием Закона Республики Адыгея "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2005 год", в статье 58 которого Кабинету Министров Республики Адыгея предоставлено право направлять дополнительные доходы бюджета на его реализацию. Суд апелляционной инстанции неправомерно отказал в применении срока исковой давности по требованию ответчика. По мнению заявителя, предмет встречного иска отсутствует, поскольку Кабинет Министров Республики Адыгея признал действительность соглашения от 06.08.03 N 6-264, приняв распоряжение от 12.12.05 N 305-р о его расторжении. Не включив в бюджет на очередной финансовый год предусмотренные соглашением суммы, Кабинет Министров Республики Адыгея нарушил не только гражданско-правовое обязательство (статьи 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), но и Бюджетный кодекс Российской Федерации.
ООО "Межрегионгаз" в отзыве на жалобу поддержало доводы заявителя, указало на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, а также неправильное применение им норм материального права.
Кабинет Министров и Минфин Республики Адыгея в отзывах на жалобу указали на несостоятельность ее доводов, а также законность и обоснованность оспариваемого акта.
ОАО "Газпром", Минэкономразвития Республики Адыгея и ООО "Адыгрегионгаз" отзывов на жалобу не предоставили.
В судебном заседании представители истца, обществ "Межрегионгаз" и "Адыгрегионгаз" поддержали доводы жалобы, просили суд кассационной инстанции отменить оспариваемый акт и удовлетворить иск.
Представители ответчика и Минфина Республики Адыгея возражали против удовлетворения жалобы, полагая, что выводы суда соответствуют закону и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Адыггаз", Кабинет Министров Республики Адыгея, ООО "Межрегионгаз" и ООО "Адыгрегионгаз" заключили соглашение от 06.08.03 N 6-264 о мерах по выполнению расчетов за природный газ и обеспечению его надежной поставки потребителям Республики Адыгея (т. 1, л. д. 8 - 11).
В соответствии с названным соглашением ООО "Межрегионгаз" согласовывает утвержденный ОАО "Газпром" и Кабинетом Министров Республики Адыгея план погашения задолженности потребителей Республики Адыгея, образовавшейся на 01.04.03 (пункт 1).
ООО "Адыгрегионгаз" осуществляет поставки природного газа в Республику Адыгея для населения, коммунально-бытовых нужд и потребителей бюджетного финансирования (пункт 2).
На Кабинет Министров Республики Адыгея возложены следующие обязанности:
обеспечить своевременную оплату текущих поставок газа, используемого потребителями, финансируемыми из бюджета Республики Адыгея, в пределах средств, предусмотренных законом о республиканском бюджете;
оказывать содействие в обеспечении оплаты текущих поставок природного газа потребителям, финансируемым из средств местных бюджетов;
определять источники погашения бюджетной задолженности перед поставщиком (ОАО "Адыггаз") по компенсации выпадающих доходов от предоставления льгот населению республики;
ежегодно при формировании бюджета Республики Адыгея предусматривать выделение средств на оплату газа потребителями, финансируемыми за счет средств республиканского бюджета (в полном объеме и с учетом изменения тарифов на газ);
ежегодно при формировании бюджета Республики Адыгея предусматривать выделение средств на компенсацию льгот отдельным категориям населения по оплате за природный газ (в полном объеме), а также на погашение части долгов прошлых лет согласно приложению N 1;
оказывать содействие ООО "Адыгрегионгаз" в проведении мероприятий по соблюдению дисциплины газопотребления потребителями Республики Адыгея и урегулировании споров, возникающих с организациями-неплательщиками (пункт 3).
ОАО "Адыггаз" обеспечивает выполнение плана погашения задолженности перед ООО "Межрегионгаз" и ООО "Адыгрегионгаз" (пункт 4).
План погашения кредиторской задолженности предприятий ЖКХ Республики Адыгея за газ и его транспортировку по состоянию на 01.04.03 утвержден заместителем председателя правления ОАО "Газпром" и премьер-министром Республики Адыгея (приложение N 1 к соглашению).
ОАО "Адыггаз" предъявило иск об обязании Кабинета Министров Республики Адыгея предусмотреть в республиканском бюджете на 2007 год выделение средств на погашение образовавшейся по соглашению от 06.08.03 N 6-264 задолженности в размере 40 824 тыс. рублей, а также включить указанную сумму в сводную бюджетную роспись. Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиком обязанностей, возложенных на него соглашением от 06.08.03 N 6-264. Общество "Адыггаз" полагает, что вправе (как кредитор в гражданско-правовом обязательстве) понудить Кабинет Министров Республики Адыгея (неисправного должника) к надлежащему исполнению договорных обязательств на основании статей 12, 307, 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в связи с составлением проектов бюджетов, рассмотрением и утверждением бюджетов (разделы 6 и 7 Кодекса) относятся к бюджетным правоотношениям. Обязанность предусматривать в законе о бюджете выделение средств на оплату газа, то есть принять соответствующий закон субъекта Российской Федерации, не является гражданско-правовым обязательством (статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проекта бюджета субъекта Российской Федерации - исключительная прерогатива соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Гражданское законодательство не применяется к отношениям, связанным с формированием бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут принимать на себя гражданско-правовые обязательства, связанные с формированием бюджета на соответствующий финансовый год. Следовательно, соглашение от 06.08.03 N 6-264 в части возложения на Кабинет Министров Республики Адыгея обязанности ежегодно при формировании бюджета Республики Адыгея предусматривать выделение средств на оплату газа (пункт 3) противоречит нормам бюджетного законодательства и является недействительным (ничтожным) на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поэтому суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил встречный иск.
Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Установив, что у общества "Адыггаз" отсутствуют правовые основания для понуждения Кабинета Министров Республики Адыгея к исполнению соглашения от 06.08.03 N 6-264 (в силу его ничтожности), суд обоснованно отказал в удовлетворении первоначального иска.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования апелляционной инстанции и фактически направлены на переоценку материалов дела и выводов суда. Между тем в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и (или) апелляционной инстанций.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Государственная пошлина уплачена ОАО "Адыггаз" в доход федерального бюджета при подаче кассационной жалобы (т. 3, л. д. 107).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.08.06 по делу N А01-3147/05-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проекта бюджета субъекта Российской Федерации - исключительная прерогатива соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Гражданское законодательство не применяется к отношениям, связанным с формированием бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут принимать на себя гражданско-правовые обязательства, связанные с формированием бюджета на соответствующий финансовый год. Следовательно, соглашение от 06.08.03 N 6-264 в части возложения на Кабинет Министров Республики Адыгея обязанности ежегодно при формировании бюджета Республики Адыгея предусматривать выделение средств на оплату газа (пункт 3) противоречит нормам бюджетного законодательства и является недействительным (ничтожным) на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поэтому суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил встречный иск.
Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Установив, что у общества "Адыггаз" отсутствуют правовые основания для понуждения Кабинета Министров Республики Адыгея к исполнению соглашения от 06.08.03 N 6-264 (в силу его ничтожности), суд обоснованно отказал в удовлетворении первоначального иска."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 ноября 2006 г. N Ф08-5789/06 "По смыслу статьи 1 Бюджетного кодекса отношения, возникающие в связи с составлением проектов бюджетов, рассмотрением и утверждением бюджетов (разделы 6 и 7 Кодекса) относятся к бюджетным правоотношениям. Обязанность предусматривать в законе о бюджете выделение средств на оплату газа, то есть принять соответствующий закон субъекта РФ, не является гражданско-правовым обязательством (статья 307 ГК). Следовательно, соглашение в части возложения на Кабинет Министров Республики Адыгея обязанности ежегодно при формировании бюджета Республики предусматривать выделение средств на оплату газа противоречит нормам бюджетного законодательства и является ничтожным (статья 168 ГК)"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело