Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 22 ноября 2006 г. N Ф08-5998/2006-2492А
"Пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ предусматривает, что акты
законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности
или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы
не имеют. Следовательно, для распространения нормативного правового акта
на отношения, возникшие до его принятия, необходимо специальное указание
на это в самом нормативном правовом акте при условии, что принимаемый
акт не устанавливает новые обязанности или иным образом не ухудшает
положение налогоплательщиков"
(извлечение)
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" структурного подразделения "Краснодарское отделение" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) с заявлением о признании недействительными требований от 22.06.05 N 62779 об уплате пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 4 335 876 рублей и N 62778 об уплате пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 31 098 910 рублей 69 копеек.
Решением от 17.07.06 суд удовлетворил требования общества.
Судебный акт мотивирован тем, что у налоговой инспекции отсутствовали основания для вынесения оспариваемых требований, поскольку им не представлены доказательства неуплаты обществом текущих платежей и нарушения графика погашения реструктуризированной задолженности.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 17.07.06 и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, обжалуемое решение является незаконным. Постановления главы администрации Краснодарского края от 05.06.02 N 630 и 26.07.02 N 844 носят нормативный характер, и отмена их на законных основаниях повлекла за собой и отмену решений о реструктуризации кредиторской задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств.
В отзывах на кассационную жалобу общество и администрация Краснодарского края просят оставить решение суда без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
УФНС России по Краснодарскому краю и департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края отзывы на жалобу не представили.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации Краснодарского края от 05.06.2002 N 630 "О реструктуризации кредиторской задолженности структурных подразделений федерального государственного унитарного предприятия "Северо-Кавказская железная дорога", расположенных на территории Краснодарского края, по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств" (далее - постановление N 630) с последующими изменениями реструктуризирована задолженность структурным подразделениям общества по налогам, пеням и штрафам в краевой бюджет по налогу на пользователей автодорог и налогу с владельцев автотранспортных средств.
На основании названного постановления между обществом, департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и Управлением Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю заключен трехсторонний договор о реструктуризации задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств филиалов общества, расположенных на территории Краснодарского края.
Администрация Краснодарского края приняла постановление от 25.05.05 N 471 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края", которым, в том числе, признала утратившим силу постановление N 630.
Налоговая инспекция на основании постановления главы администрации Краснодарского края от 25.05.05 N 471 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края" выставила обществу оспариваемые требования, предложив в срок до 02.07.05 уплатить задолженность по пене по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 31 098 910 рублей 69 копеек (филиал общества - Краснодарский 1 опорный центр управления перевозками Краснодарского отделения структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги) и в сумме 4 335 876 рублей (хозрасчетный участок по водоснабжению и водоотведению).
Общество в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации обжаловало требования налоговой инспекции в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признав недействительными оспариваемые требования налоговой инспекции, правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 постановления главы администрации Краснодарского края от 05.06.2002 N 630 "О реструктуризации задолженности структурных подразделений федерального государственного унитарного предприятия "Северо-Кавказская железная дорога", расположенных на территории Краснодарского края, по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств" реструктуризации подлежит задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств по состоянию на 1 января 2002 года, но не более суммы задолженности по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления, и задолженность по начисленным пеням и штрафам вышеуказанных налогов, исчисленная по данным учета налоговых органов по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации, при условии уплаты начисленных платежей 2002 года.
Пунктом 5 названного постановления установлено, что структурные подразделения ФГУП "СКЖД" утрачивают право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в краевой бюджет по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в краевой бюджет текущих налоговых платежей, а также при неуплате платежей в соответствии с графиком, указанным в пункте 2 постановления.
Суд обоснованно указал, что налоговый орган не представил доказательств неисполнения обществом условий реструктуризации, направленных на полное и своевременное внесение платежей по налогу на пользователей автодорог и налогу с владельцев транспортных средств.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 25.05.05 N 471 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края", вступившим в силу со дня его официального опубликования, признаны утратившими силу постановления главы администрации Краснодарского края от 05.06.02 N 630 и 26.07.02 N 844.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона Краснодарского края от 06.06.95 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" нормативному правовому акту края может быть придана обратная сила соответствующим правотворческим органом.
Пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Следовательно, для распространения нормативного правового акта на отношения, возникшие до его принятия, необходимо специальное указание на это в самом нормативном правовом акте при условии, что принимаемый акт не устанавливает новые обязанности или иным образом не ухудшает положение налогоплательщиков.
В тексте постановления главы администрации Краснодарского края от 25.05.05 N 471 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края" не говорится о том, что оно распространяется на отношения, возникшие до его принятия, или что решения, вынесенные в соответствии с нормативными актами, признанными утратившими силу, подлежат отмене.
Кроме того, отмена решения о предоставлении права на реструктуризацию задолженности ухудшает положение налогоплательщика, так как ему необходимо будет единовременно уплатить сумму реструктурированной задолженности, что может повлечь для него незапланированные затраты и, как следствие, дестабилизацию его деятельности.
Договор о реструктуризации задолженности по налогам на пользователей автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств филиалов ФГУП "СКЖД", расположенных на территории Краснодарского края, предусматривающий порядок погашения реструктурированной задолженности, заключен 28.06.02. Составлены и подписаны графики погашения задолженности. Постановление главы администрации Краснодарского края от 25.05.05 N 471 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края" вступило в силу со дня его официального опубликования (пункт 3 постановления), то есть с 31.05.05.
С учетом изложенного, суд сделал правильный вывод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для направления обществу требований об уплате пени по налогу на пользователей автодорог непогашенной реструктуризации.
Суд всесторонне и полно исследовал фактические обстоятельства по делу, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц и сделал правильный вывод об обоснованности заявленных обществом требований.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 17.07.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-53821/2005-23/1642 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 ноября 2006 г. N Ф08-5998/2006-2492А "Пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ предусматривает, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Следовательно, для распространения нормативного правового акта на отношения, возникшие до его принятия, необходимо специальное указание на это в самом нормативном правовом акте при условии, что принимаемый акт не устанавливает новые обязанности или иным образом не ухудшает положение налогоплательщиков"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело