ООО "Здоровье" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапа (далее - налоговая инспекция) от 06.04.06 N 34 о привлечении к ответственности на основании пункта 2 статьи 116 и пункта 2 статьи 117 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 24.08.06 требования общества удовлетворены частично. Признано недействительным решение налоговой инспекции о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 117 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 385 776 рублей 60 копеек штрафа, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что ответственность, предусмотренная статьей 117 Налогового кодекса Российской Федерации, не может применяться к организациям, состоящим на налоговом учете, но не осуществившим своевременную постановку на учет своих обособленных подразделений.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение от 24.08.06, в которой просит указанный судебный акт отменить, отказать обществу в удовлетворении требований в полном объеме. Заявитель жалобы указывает, что уклонение от постановки на учет в налоговом органе при осуществлении деятельности обособленного подразделения установлено в ходе выездной налоговой проверки и является правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 2 статьи 117 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда подлежит частичной отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела налоговую проверку общества, в ходе которой установлено, что общество, состоящее на учете в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Краснодарскому краю по юридическому адресу: г. Туапсе, ул. Фрунзе, 28, осуществляло деятельность через обособленное подразделение (кафе "Дон Кихот"), расположенное по адресу: г. Анапа, Красноармейская, 13, без постановки на налоговый учет в налоговом органе.
По итогам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция приняла решение от 06.04.06 N 34 о привлечении общества к ответственности по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения в виде 10 тыс. рублей штрафа и по пункту 2 статьи 117 Кодекса за ведение деятельности обособленным подразделением без постановки на учет в налоговом органе более 3 месяцев в виде 385 776 рублей 60 копеек штрафа.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным и отмене данного решения налогового органа.
При рассмотрении спора суд пришел к выводу о нарушении обществом более чем на 90 дней срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения, что влечет налоговую ответственность по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, признавая решение налоговой инспекции недействительным в части привлечения к ответственности по пункту 2 статьи 117 Налогового кодекса Российской Федерации, суд посчитал, что ответственность, предусмотренная данной нормой права, не может применяться к организации, которая, уже состояла на налоговом учете, но не осуществила постановку на учет по месту своих обособленных подразделений. Данный вывод суда является ошибочным.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 83 данного Кодекса, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, в том числе по месту нахождения обособленных подразделений. При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в налоговый орган в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
В силу пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные места, а место нахождения обособленного подразделения - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. При этом признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Пунктом 2 статьи 117 Кодекса предусмотрена ответственность за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.
Суд установил, что общество своевременно не обратилось с заявлением о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения в г. Анапе и осуществляло деятельность без постановки на налоговый учет. Из материалов дела усматривается, что на налоговый учет по месту нахождения кафе "Дон Кихот" общество стало 28.03.06, то есть с нарушением установленного пунктом 4 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации срока постановки на налоговый учет более трех месяцев.
Учитывая изложенное, налоговая инспекция правомерно привлекла общество к ответственности по пункту 2 статьи 117 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 385 776 рублей 60 копеек штрафа. Общество не оспаривает правильность расчета штрафа исходя из полученных доходов за период деятельности без постановки на налоговый учет.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене в части признания недействительным решения налоговой инспекции от 06.04.06 N 34 о привлечении общества к ответственности на основании пункта 2 статьи 117 Налогового кодекса Российской Федерации. В указанной части в удовлетворении заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.08.06 по делу N А32-13150/2006-14/340 отменить в части удовлетворения заявленных требований и в этой части в удовлетворении заявления отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 декабря 2006 г. N Ф08-6348/06-2639А "Ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело