ООО "Морион" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 181 080 рублей 07 копеек безосновательно списанной ответчиком с лицевого счета истца платы за пользование вагонами и 12 477 рублей 44 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, всего 193 557 рублей 51 копейки. Требования мотивированы тем, что железная дорога неправильно начислила и списала с лицевого счета общества плату за пользование вагонами за время с момента прибытия груза, находящегося под таможенным контролем, на станцию назначения и до выдачи перевозчиком грузополучателю документов с отметкой таможенного органа. За это время с грузополучатель не обязан вносить плату за пользование вагонами, предусмотренную статьей 39 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Арбитражный суд Ростовской области решением от 31.07.06 взыскал с железной дороги в пользу общества 181 080 рублей 07 копеек неправомерно списанной с лицевого счета истца платы за пользование вагонами и 12 477 рублей 44 копеек процентов, всего 193 557 рублей 51 копейку. В обоснование судебного акта указано, что до момента проставления таможенным органом отметки в транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) и выдачи ее грузополучателю, вина последнего в простое вагонов отсутствует, поэтому отсутствует основание для начисления предусмотренной статьей 39 Устава платы за пользование вагонами (т. 3. л. д. 9).
Железная дорога в кассационной жалобе просит решение отменить, обществу в иске отказать. Ответчик указывает, что перевозчик исполнил свою обязанность по доставке груза в пункт назначения и об уведомлении грузополучателя. Прибытие находящегося под таможенным контролем груза вне времени работы таможенного органа не может являться основанием для освобождения грузополучателя от платы за пользование вагонами, поскольку обязанностью грузополучателя является организация взаимодействия с таможенными органами с целью избежать простоя вагонов.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возражает против ее удовлетворения и указывает, что перевозчик обязан не только доставить груз, но и выдать его грузополучателю. Для осуществления выдачи груза получателю выдается оригинал накладной. Документы на находящийся под таможенным контролем груз могут быть выданы только после их представления таможенному органу. До момента передачи накладной с отметкой таможенного органа грузополучателю его вина в простое вагонов отсутствует, поэтому отсутствует основание для взыскания платы за пользования вагонами.
Представители общества в судебном заседании просили оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав представителей истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение надлежит оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела следует, что общество, являясь получателем импортного груза на станции Марцево, оспаривает правомерность списания железной дорогой с его лицевого счета 181 080 рублей 07 копеек платы за пользование вагонами, предусмотренной статьей 39 Устава.
Суд первой инстанции установил, что оспариваемая сумма платы списана перевозчиком за пользование вагонами, прибывшими на станцию Марцево в адрес общества в августе, сентябре и октябре 2005 года за время с момента прибытия груза до выдачи грузополучателю документов с отметкой таможенного органа. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела документами и не оспаривается участвующими в деле лицами.
Железная дорога не согласна с выводом суда о том, что до момента проставления таможенным органом отметки в накладной и выдачи ее грузополучателю, на него не может быть возложена обязанность по внесению платы за пользование вагонами.
Статья 39 Устава определяет, что за время нахождения вагонов у грузополучателей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорная сумма платы за пользование вагонами за время ожидания их подачи неправильно списана с общества, поскольку причина неподачи вагонов не зависела от грузополучателя, а была связана с прибытием груза на станцию назначения вне времени работы таможенного органа.
Кассационная инстанция не может согласиться с доводом перевозчика о том, что прибытие находящегося под таможенным контролем груза вне времени работы таможенного органа не может являться основанием для освобождения грузополучателя от платы за пользование вагонами.
Согласно статье 34 Устава перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.
В силу статьи 35 Устава грузы выдаются на железнодорожной станции назначения грузополучателю. Порядок оформления выдачи грузов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пункт 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.03 N 29 (далее - Правила N 29 ), устанавливает, что о прибытии на станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена станция назначения, в порядке, согласованном перевозчиком с таможенным органом.
В соответствии с Временной технологией взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом (в редакции приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28.06.02 N 675) по прибытии груза на станцию назначения работники станции обязаны уведомить об этом таможенный орган назначения и грузополучателя. Должностное лицо таможенного органа после получения уведомления о прибытии груза регистрирует уведомление, проставляет на перевозочных документах и на листе контроля за доставкой товара штамп "Товар поступил" и принимает решение о возможной выгрузке груза для освобождения перевозочных средств. Работники железных дорог не имеют права выдавать грузовладельцам грузы, перевозимые под таможенным контролем, без разрешения таможенных органов.
В силу пунктов 6 и 20.1 Правил N 29 для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал накладной в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Выдача грузополучателю накладной до представления документов должностному лицу таможенного органа не допускается.
Пункт 10 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.03 N 27, предусматривает, что дата уведомления получателя и таможенных органов о прибытии груза, находящегося под таможенным контролем, на железнодорожную станцию назначения является датой фактического срока доставки груза. В случае прибытия груза вне времени работы таможенного органа (подразделения) срок доставки груза удлиняется на срок от момента прибытия груза на железнодорожную станцию назначения до наступления времени работы этого органа.
Из анализа приведенных норм следует, что датой фактического срока доставки груза, находящегося под таможенным контролем, является дата уведомления получателя и таможенного органа о прибытии груза на железнодорожную станцию назначения. С даты уведомления таможенного органа о прибытии груза доставка груза может быть признана завершенной. До завершения доставки груза на грузополучателя не может быть возложена обязанность по внесению предусмотренной статьей 39 Устава платы за пользование вагонами.
Кассационная инстанция не находит оснований к отмене либо изменению решения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.07.06 по делу N А53-8809/2006-С1-17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 ноября 2006 г. N Ф08-6151/06 "Датой фактического срока доставки груза, находящегося под таможенным контролем, является дата уведомления получателя и таможенного органа о прибытии груза на железнодорожную станцию назначения. С даты уведомления таможенного органа о прибытии груза доставка груза может быть признана завершенной. До завершения доставки груза на грузополучателя не может быть возложена обязанность по внесению предусмотренной статьей 39 Устава платы за пользование вагонами"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело