ОАО "Российские железные дороги" в лице юрисконсульта Минераловодского опорного центра управления перевозками - структурного подразделения филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения от 01.12.05 N 59 (далее - решение) и предписания от 01.12.05 N 35 (далее - предписание) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - антимонопольный орган). В обоснование заявления указано, что отсутствовали основания для принятия решения и выдачи железной дороге предписания по результатам рассмотрения обращения ОАО "Мукомол" (далее - общество), поскольку его требование было направлено не на устранение нарушений антимонопольного законодательства, а на разрешение гражданско-правового спора, подлежащего рассмотрению в порядке, установленном законодательством, регламентирующим правоотношения из договора перевозки.
Арбитражный суд Ставропольского края решением от 20.04.06 признал недействительным предписание в части обязания железной дороги перечислить в федеральный бюджет 910 755 рублей, в удовлетворении остальной части требований отказал. Судебный акт мотивирован тем, что антимонопольный орган при вынесении решения и предписания действовал в пределах предоставленных полномочий, за исключением пункта 2 предписания, обязывающего железную дорогу перечислить денежные средства в федеральный бюджет (т. 1, л. д. 98).
Апелляционная инстанция постановлением от 04.09.06 отменила решение в части признания недействительным пункта 2 предписания об обязании железной дороги перечислить в федеральный бюджет 910 755 рублей, в удовлетворении этой части требования отказала. В остальной части решение оставила без изменения. В обоснование постановления указано, что антимонопольный орган действовал в соответствии с пунктом 1 статьи 3, статьями 5 и 12 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции). Суд апелляционной инстанции согласился с выводом первой инстанции о том, что удержание до предъявления претензии или обращение в свою пользу в случае ее не предъявления железной дорогой денежных средств общества, полученных в результате переплаты за услуги перевозки, является противоправным бездействием, злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке услуг (т. 2. л. д. 77).
Железная дорога в кассационной жалобе просит решение в части отказа в удовлетворении заявления и постановление апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать. По мнению заявителя, между железной дорогой и обществом возник гражданско-правовой спор, который не подлежит разрешению антимонопольным органом, что не учтено судами. Оспариваемые акты являются недействительными в полном объеме.
Заинтересованное лицо в отзыве на кассационную жалобу возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на правильность выводов апелляционной инстанции и указывая, что антимонопольный орган не вторгался в гражданско-правовые отношения сторон, не предписывал произвести перерасчет провозной платы, а предписывал соблюдать установленные правила, имеющие общеобязательный характер для хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке услуг.
Представители железной дороги и антимонопольного органа в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление апелляционной инстанции надлежит отменить, заявленное требование - удовлетворить.
В оспариваемом решении указано, что при рассмотрении обращения общества установлено следующее: в период с 16.08.05 по 02.09.05 общество отправило 31 вагон с грузом со станции Георгиевск до станции Самур. Доставив груз не по окружному, а по кратчайшему пути, перевозчик не произвел перерасчет платежей, получив необоснованный доход в размере 910 755 рублей. Железная дорога нарушила пункт 1 статьи 5 Закона о конкуренции в части необоснованного требования передачи финансовых средств. Полученный доход в размере 910 755 рублей подлежит перечислению в бюджет (т. 1. л. д. 70).
Антимонопольный орган выдал железной дороге предписание: прекратить нарушение пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции); в срок до 30.12.05 устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства; при отправке грузов, следующих через участок ст. Гудермес - ст. Ищерская руководствоваться приложением 1 (Особый порядок определения тарифных расстояний) к разделу 2 прейскуранта N 10-01 "тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1), утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.03 N 47-т/5; перечислить в федеральный бюджет незаконно полученную сумму в размере 910 755 рублей (т. 1, л. д. 73).
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что решение и предписание вынесены антимонопольным органом в пределах предоставленных ему полномочий. Кассационная инстанция не может согласиться с этим выводом.
Законом о конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства. Такими нарушениями, в частности, признаются действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, которые направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона о конкуренции антимонопольный орган вправе выдавать хозяйствующему субъекту предусмотренные Законом обязательные для исполнения соответствующие предписания.
Между тем спорные правоотношения, возникшие в связи с исполнением условий договора перевозки, имеют гражданско-правовой характер и подлежат разрешению в судебном порядке.
Кассационная инстанция считает несостоятельным довод антимонопольного органа о том, что он не вторгался в гражданско-правовые отношения сторон по договору перевозки. Этот довод опровергается оспариваемыми документами, которые содержат выводы об обстоятельствах, связанных с конкретными перевозками, и о правах и обязанностях сторон договора. Антимонопольный орган фактически разрешил гражданско-правовой спор, в частности, исследовал вопросы о факте оказании услуг, пути следования груза, размере полученных железной дорогой и подлежащих выплате обществом платежей, сделал вывод о том, что железная дорога незаконно получила 910 755 рублей, так как осуществила перевозку не по окружному, а по кратчайшему пути.
В силу части 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленный процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
При таких обстоятельствах следует признать, что антимонопольный орган, принимая оспариваемые документы, вышел за пределы своих полномочий, решение и предписание являются недействительными.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 20.04.06 и постановление апелляционной инстанции от 04.09.06 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-2435/2006-С7 отменить.
Признать недействительными решение от 01.12.05 N 59 и предписание от 01.12.05 N 35 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю как не соответствующие Закону РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Возвратить ОАО "Российские железные дороги" из федерального бюджета уплаченную в связи с рассмотрением дела государственную пошлину в сумме 4 тыс. рублей, перечисленные платежными поручениями от 25.01.06 N 72, 11.05.06 N 553, 28.09.06 N 529, в том числе 2 тыс. рублей, уплаченные при подаче заявления, 1 тыс. рублей, уплаченную при подаче апелляционной жалобы, 1 тыс. рублей - при подаче кассационной жалобы.
Выдать ОАО "Российские железные дороги" справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2006 г. N Ф08-6191/06 "Антимонопольный орган, принимая оспариваемые документы, вышел за пределы своих полномочий, фактически разрешил гражданско-правовой спор, решение и предписание являются недействительными"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело