ООО Дружба (далее - общество) обратилось с заявлением к администрации города-курорта Анапа (далее - администрация) о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в отсутствии ответа на заявление истца от 26.08.05 о приобретении права собственности на земельные участки; обязании подготовить проекты договоров купли-продажи земельных участков площадью 25 666 кв. м (кадастровый номер 23:37:11 01 002:0016), площадью 91 687 кв. м (кадастровый номер 23:37:11 01 002:0011), площадью 7 700 кв. м (кадастровый номер 23:37:11 01 002:0003), расположенные по адресу: город-курорт Анапа, п. Большой Утриш. Требования основаны на положениях статей 15, 28, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением от 27.03.06 в иске отказано на том основании, что спорные земельные участки отнесены к числу особо охраняемых природных территорий и не подлежат приватизации. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В кассационной жалобе общество просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования. Заявитель ссылается на то, что в установленный срок администрация не направила ему ответ на просьбу о предоставлении земельных участков в собственность. Решение администрации от 25.01.06 об отказе в предоставлении участков в собственность общества, на которое указал суд, заявителю не направлено. В свидетельстве о регистрации права на земельные участки и кадастровых планах указано, что земельные участки являются землями поселений, поэтому, по мнению заявителя, подлежат передаче в собственность общества. В судебном заседании представитель общества поддержал изложенные в жалобе доводы.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит решение оставить без изменения, считая его законным и обоснованным. В судебном заседании представитель администрации пояснил, что в силу Закона Краснодарского края от 05.11.02 N532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в краснодарском крае" полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Краснодарского края, делегированы департаменту имущественных отношений Краснодарского края, поэтому требование о понуждении к заключению договора, по мнению администрации, адресовано ненадлежащему лицу. Согласно статье 35 указанного закона орган местного самоуправления, на территории которого расположены земельные участки, наделен полномочиями по их формированию и определению границ, а также предоставлению под застройку находящихся в государственной собственности свободных от строений участков, площадь которых не превышает 1 тыс. кв.м.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению. Как установлено судебными инстанциями, общество является пользователем следующих земельных участков в п. Большой Утриш города-курорта Анапа: площадью 25 666 кв. м (кадастровый номер 23:37:11 01 002:0016), целевое назначение - для благоустройства пляжной территории; площадью 91 687 кв. м (кадастровый номер 23:37:11 01 002:0011), разрешенное использование - для эксплуатации объектов недвижимого имущества ООО "Дружба"; площадью 7 700 кв. м (кадастровый номер 23:37:11 01 002:0003), целевое назначение - для использования базы отдыха "Морской залив".
26 августа 2005 года, ссылаясь на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, общество обратилось в администрацию с заявлением о приобретении права собственности на указанные участки. Отказ заключить договор либо проект договора купли продажи общество не получило, после чего обратилось в арбитражный суд.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе приобрести такие земельные участки в собственность либо арендовать их.
В статьях 15, 27, 28, 37 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрены основания, препятствующие отчуждению земельных участков в частную собственность, а в пунктах 2, 3, 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлены дополнительные условия, выполнение которых необходимо для выкупа земельного участка.
На основании пункта 2, подпункта 1 пункта 5 статьи 27 Кодекса находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков, которые изъяты из оборота) ограничены в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленными федеральными законами.
В силу статей 95, 96 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) к землям особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Названные земли относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Действующее законодательство не предусматривает приватизацию земель особо охраняемых природных территорий, а также земель водоохранного и санитарно-защитного назначения (пункт 8 статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества").
Согласно пункту 4 статьи 31 Закона об особо охраняемых природных территориях отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В силу статьи 3 Федерального закона от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно части 4 Закона Правительство Российской Федерации устанавливает границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).
Указом Президента Российской Федерации от 06.07.94 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" одобрена инициатива администрации Краснодарского края об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного и Азовского морей к федеральным природным ресурсам.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.96 N 591-р курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Геленджика и Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.01.85 N 45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны и курорта Анапа в Краснодарском крае" земли п. Большой Утриш отнесены к первой санитарной зоне. Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий. При изложенных обстоятельствах довод жалобы о том, что спорные земельные участки, расположенные в п. Большой Утриш не являются землями особо охраняемых природных территорий, а относятся к неограниченным в обороте землям поселений, не может быть принят во внимание. Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации отнесение земель, находящихся в федеральной собственности, к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.
Указание в свидетельстве о регистрации права на земельные участки и кадастровых планах (т. е. в документах носящих учетный, удостоверяющий и технический характер) на их принадлежность к землям поселений не изменяет категорию земель, установленную в соответствии с законодательством.
Кроме того, администрация не уполномочена заключать с обществом договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в п. Большой Утриш. Согласно части 6 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях, статьям 9 (пункт 2) , 18 (пункт 1) Земельного кодекса Российской Федерации особо охраняемые территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Сочи, Анапы и Геленджика утверждены до принятия Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", споры о границах отсутствуют. Суд при вынесении решения правомерно не принял во внимание ссылку общества на статью 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой указано, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
При рассмотрении дела установлено, что заключение договора купли-продажи земельных участков в собственность заявителя невозможно в силу закона, поэтому суд перовой инстанции правомерно не удовлетворил требование общества о признании незаконным бездействия администрации, так как согласно пункту 5.3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления либо должностных лиц должно содержать указание о сроке совершения заинтересованным лицом действий, направленных на восстановление прав заявителя.
Основания для отмены обжалуемого судебного акта по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.06 по делу N А32-53423/2005-54/1637 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 августа 2006 г. N Ф08-4236/06 "Согласно 3 пункту 5.3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ решение о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления либо должностных лиц должно содержать указание о сроке совершения заинтересованным лицом действий, направленных на восстановление прав заявителя"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело