ООО "Масло Предгорья" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по Предгорному району Ставропольского края (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 20.01.06 N 1-16/53.
ИФНС России по Предгорному району Ставропольского края обратилась в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с ООО "Масло Предгорья" 822 191 рубля налоговых санкций. Решением суда от 14.06.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.09.06, требования общества удовлетворены. В удовлетворении требований налоговой инспекции отказано. Судебный акт мотивирован тем, что налоговая инспекция не представила доказательства правомерности доначисления обществу НДС и налога на прибыль, а также пеней и налоговых санкций.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 19.06.06 и постановление апелляционной инстанции от 11.09.06, по делу вынести новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у налоговой инспекции отсутствовала информация об аналогичных предприятиях. Представленные в суд акт и решение налоговой инспекции не содержат противоречий.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность. В судебном заседании представители сторон повторили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.02 по 31.12.04. По результатам проверки составлен акт от 07.12.05 N 02-04-312/4631 ДСП-103 и вынесено решение от 20.01.06 N 1-16/53, которым доначислен налог на прибыль в сумме 2 983 706 рублей, НДС в сумме 1 127 249 рублей, пени в сумме 1 232 176 рублей, а также налоговые санкции в сумме 822 191 рубля.
Налоговая инспекция выставила требование от 25.01.06 N 753.
Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса. товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. В соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Статья 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Вывод суда о том, что налоговая инспекция обязана применить статью 31 Налогового кодекса Российской Федерации относительно налога на добавленную стоимость является неправомерным. Глава 21 Кодекса содержит императивную норму, в силу которой вычеты по налогу на добавленную стоимость предоставляются при наличии счетов-фактур, доказательств постановки на учет приобретенного товара и оплаты этого товара. Отсутствие указанных документов является основанием для отказа в вычете налога.
Суду следовало проверить расчет суммы налога на добавленную стоимость, в вычете которого отказано обществу. В силу статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается: для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Суд установил, что у общества отсутствуют счета-фактуры и первичные бухгалтерские документы, поскольку они были похищены вместе с машиной, в которой они находились, на центральном рынке г. Гудермес. Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Суд не проверил, имелась ли у налоговой инспекции реальная возможность произвести доначисления налога на прибыль, используя данные аналогичных налогоплательщиков. Не указал суд, каким образом им установлен факт наличия аналогичных налогоплательщиков на территории Ставропольского края.
Не оценены доводы налоговой инспекции, касающиеся результатов запросов по ЗАО "Невинномысский маслоэкстракционный завод", ООО "Фирма Курень", ООО "Феликс", ОАО "Масло Ставрополья". Кроме того, суд не учел, что отсутствие первичных документов у общества и факт кражи этих документов, неподтвержденный документально, не может быть принят судом в качестве основания для освобождения общества от уплаты налогов и не указывает на отсутствие события налогового правонарушения.
Поскольку выводы суда, содержащиеся в решении и постановлении апелляционной инстанции, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судом неправильно применены нормы материального права, судебные акты следует отменить.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 19.06.06 и постановление апелляционной инстанции от 11.09.06 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-2522/2006-С4 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 ноября 2006 г. N Ф08-5783/06-2420А "Глава 21 НК РФ содержит императивную норму, в силу которой вычеты по налогу на добавленную стоимость предоставляются при наличии счетов-фактур, доказательств постановки на учет приобретенного товара и оплаты этого товара"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело