Дагестанский научный центр Российской академии наук (далее - научный центр) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации г. Махачкалы (далее - администрация) от 25.08.03 N 1825 "О предоставлении Махачкалинскому филиалу МАДИ земельного участка площадью 0,70 га в районе "Караман-7" (далее - постановление N 1825; уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Московский автомобильно-дорожный институт в лице Махачкалинского филиала (далее - институт), Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Дагестан (далее - управление Роснедвижимости), Народное собрание Республики Дагестан, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Дагестан (далее - управление Росимущества), ООО "Каскад-Г".
Определениями от 29.12.04 и 30.12.04 назначена строительно-техническая экспертиза для установления соответствия границ земельного участка научного центра, указанных в государственном акте, фактическим границам на местности и решения вопроса о том, входит ли земельный участок института в границы земельного участка заявителя. Определением от 06.06.05 по ходатайству научного центра, не согласного с заключением, назначена повторная экспертиза, производство по делу приостановлено. Определением от 12.10.05 производство по делу возобновлено.
Решением от 14.10.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.12.05, требования научного центра удовлетворены. Суд восстановил срок подачи заявления, признал постановление N 1825 недействительным как несоответствующее требованиям статей 45 и 54 Земельного кодекса Российской Федерации, Закону Республики Дагестан "О земле", Гражданскому кодексу Российской Федерации, постановлениям Совета Министров Правительства Российской Федерации от 27.05.93 N 498 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан" и 07.12.96 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения". Судебные акты мотивированы следующим:
* факт предоставления научному центру на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 2,5 га, расположенного в районе "Караман-7", для организации морской ихтиологической станции подтверждается материалами дела, в том числе государственным актом N РД40г-0174, выкопировкой, составленной на основании решения Махачкалинского исполкома от 25.03.76 N 89;
* право постоянного пользования земельным участком в установленном порядке не прекращено;
* земельный участок отнесен законодательством к курортной зоне республиканского значения, землям рекреационной зоны и санитарной охраны Каспийского моря, управление которыми осуществляется Правительством Республики Дагестан. Отвод земельного участка институту неправомерно произведен без согласия представительного органа Республики Дагестан и законного землепользователя - научного центра;
* заключения Управления архитектуры и градостроительства при администрации г. Махачкалы от 30.05.05 N 262, управления Роснедвижимости от 07.07.05 о том, что спорный земельный участок находится за пределами участка научного центра, не являются допустимыми доказательствами, так как составлены в одностороннем порядке и без приложения каких-либо графических материалов и съемок местности.
В кассационной жалобе институт просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить по следующим основаниям: * земельный участок, предоставленный научному центру, не освоен и не оформлен в установленном порядке, поэтому в соответствии с пунктами 5 и 7 решения Махачкалинского горсовета депутатов трудящихся от 25.03.76 N 89-в заявитель с 1980 года утратил право пользования им. При составлении проекта детальной планировки района "Караман-7", утвержденного распоряжением Совета Министров Дагестанской АССР от 22.10.85 N 455-р, за научным центром числится зарезервированная территория площадью 1,4 га, которая не входит в границы участка, отведенного институту;
* постановление Правительства Республики Дагестан от 19.08.93 N 175, постановление администрации от 12.05.97 N 756 о перерегистрации права пользования земельным участком за научным центром незаконны, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на момент перерегистрации не существовало. Кроме того, законодательством не предусмотрена перерегистрация права пользования земельным участком;
* суд первой инстанции необоснованно восстановил научному центру срок на обжалование ненормативного правового акта без проверки уважительности причин пропуска срока; * постановление N 1825 принято в период, когда Закон Дагестанской АССР от 16.05.91 "О земле", на который ссылается суд, утратил силу. По закону Республики Дагестан от 29.12.03 "О земле" функция по предоставлению земель не относится к компетенции представительного органа Республики Дагестан.
В отзывах на кассационную жалобу управление Роснедвижимости и управление Росимущества просят решение и постановление апелляционной инстанции отменить, указывая, что границы земельного участка, фактически занимаемого научным центром, не соответствуют границам, отраженным в государственном акте N РД40г-0174. Это подтверждается заключениями Управления архитектуры и градостроительства г. Махачкалы. Документы об установлении в натуре границ земельного участка научному центру отсутствуют. В государственном акте не определены границы, отсутствуют акт выноса земельного участка в натуре, ведомости вычисления координат поворотных точек. Согласно разработанному институтом ГИПРОГОР в 1995 году проекту детальной планировки зоны отдыха "Махачкалинская северная", утвержденному распоряжением Совета Министров Дагестанской АССР от 22.11.85 N 455-р, за научным центром зарезервирован участок площадью 1,4 га. Земельный участок в установленном порядке на местности не отведен. Участок, предоставленный институту, находится за пределами участка, зарезервированного за научным центром. В соответствии со статьей 9 Закона Республики Дагестан от 29.12.03 N 45 "О земле" землями особо охраняемых территорий, к которым относится спорный земельный участок, распоряжается Правительство Республики Дагестан.
Научный центр в отзыве на кассационную жалобу просит решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения и указывает, что администрация и Махачкалинский городской комитет по земельным ресурсам и землеустройству незаконно распорядились земельным участком, передав его институту. Постановление N 1825 не утверждено Народным Собранием Республики Дагестан.
Управление Роснедвижимости, управление Росимущества и научный центр заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, которые в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению. В судебном заседании представители института поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей института, считает, что судебные акты следует отменить. Как видно из материалов дела, распоряжением от 26.07.73 N 374-р Совет Министров Дагестанской АССР принял предложение Министерства лесного хозяйства Дагестанской АССР и Советского райисполкома г. Махачкалы об отводе Дагестанскому филиалу Академии наук СССР для организации морской биологической станции 2,5 га земель гослесфонда, не покрытых лесом, из территории квартала 47 Ленинского лесничества Махачкалинского мехлесхоза (т. 1, л. д. 50). Распоряжением Совета Министров РСФСР от 28.09.73 N 1574-р Дагестанскому филиалу Академии наук СССР из земель Махачкалинского лесхоза для организации морской биологической станции предоставлен земельный участок площадью 2,5 га (т. 2, л. д. 121, 123). Решением Махачкалинского исполкома от 25.03.76 N 89 заявителю отведен земельный участок площадью 2.5 га в районе "Карамана-7" под организацию морской биологической станции (т. 2, л. д. 46, 120).
Верховный Совет Российской Федерации постановлением от 01.04.93 N 4729-1 закрепил за научно-исследовательскими учреждениями Российской академии наук ранее выделенные им в установленном порядке земельные участки на праве бессрочного бесплатного пользования (т. 1, л. д. 55). Постановлением Совета Министров - Правительства Республики Дагестан от 19.08.93 N 175 "О неотложных мерах по сохранению и развитию научно-технического потенциала Дагестанского научного центра Российской академии наук" Госкомзему Республики Дагестан, Минсельхозу Республики Дагестан, райгорсоветам народных депутатов поручено рассмотреть вопрос о выдаче научному центру и его подразделениям на местах необходимых документов на право постоянного (бессрочного) пользования предоставленными им ранее земельными участками (т. 1, л. д. 12 15). Постановлением администрации от 22.03.94 N 209 перерегистрированы закрепленные за научным центром земельные участки, в том числе и земельный участок площадью 2,5 га, расположенный в районе "Караман-7" (т. 1, л. д. 16). На основании указанного постановления научному центру выдан государственный акт N РД40г-0174 на право постоянного (бессрочного) пользовании (т. 1, л. д. 57-59). Постановлением администрации от 12.05.97 N 756 произведена перерегистрация землепользования научного центра в районе "Карамана-7" (т. 1, л. д. 49).
Правительство Республики Дагестан в письме от 15.05.02 N 17-17/53, адресованному администрации, Минимуществу Республики Дагестан, Госкомархстрою Республики Дагестан, Госкомзему Республики Дагестан и институту сообщает, что не возражает против проведения работ по предварительному выбору земельного участка институту для строительства базы отдыха в районе "Караман-7". Правительство Республики Дагестан указывает на необходимость оформления материала предварительного выбора участка в соответствии с положением "О порядке изъятия и предоставления земель гражданам, их объединениям, предприятиям и учреждениям, организациям", утвержденным постановлением Совета Министров Дагестанской АССР от 11.12.91 N 250 и Земельным кодексом Российской Федерации (т. 1, л. д. 45). Постановлением N 1825 администрация утвердила материалы выбора и согласования земельного участка институту площадью 0,7 га на побережье Каспийского моря в районе "Караман-7" и согласовала предоставление институту земельного участка на правах аренды для строительства базы отдыха (т. 2, л. д. 14).
Научный центр, полагая, что администрация незаконно распорядилось спорным земельным участком, и постановление N 1825 не соответствуют закону и нарушает его права и интересы, обратился с заявлением в суд. Материалами дела установлено, что научному центру предоставлен земельный участок площадью 2,5 га. Земельный участок, отведенный институту, относится к курортной зоне республиканского значения и землям рекреационной зоны и санитарной охраны Каспийского моря, не является муниципальной собственностью. В качестве доказательства выделения земельного участка в натуре суды приняли выкопировку к распоряжению Совета Министров Дагестанской АССР от 26.07.73 N 374-р, государственный акт N РД40г-0174. Между тем названные документы не позволяют определить точные границы, конфигурацию земельного участка научного центра на местности, расположение участка заявителя и спорного земельного участка. Суды установили нахождение участка площадью 0,7 га у научного центра во владении и пользовании, сославшись на генплан, договор на передачу земельного участка во временное пользование от 12.08.91, заключенный Прикаспийским институтом биологических ресурсов и ПКП "Каскад", договор аренды земельного участка от 18.04.03, заключенный научным центром и ПКП "Каскад-Г", нахождение на спорном участке строений научного центра (т. 2, л. д. 37 40, 77 85, 124 127). Однако эти документы не свидетельствуют о том, что спорный земельный участок расположен на земельном участке, выделенном в натуре заявителю.
Судебные инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришли к выводу, что постановление N 1825 не соответствует статьям 45 и 54 Земельного кодекса Российской Федерации. Названные статьи регулируют основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка. В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правам предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса. Обжалуемым постановлением утверждены материалы выбора земельного участка, согласовано его предоставление институту, принято решение просить Народное собрание Республики Дагестан утвердить постановление. Суды не выяснили, произведено ли постановлением N 1825 изъятие земельного участка у научного центра и предоставление его в аренду институту, имеет ли оно юридическую силу до утверждения Народным собранием Республики Дагестан. Суд апелляционной инстанции не оценил распоряжение Правительства Республики Дагестан от 30.11.05 N 311-р о принятии предложения Минимущества Республики Дагестан и администрации об изъятии из земель запаса спорного земельного участка и предоставлении его институту, а также договор аренды земельного участка от 08.12.05 N 48, заключенный Минимуществом Республики Дагестан с институтом на основании названного распоряжения. При таких обстоятельствах вывод судов о том, что администрация после принятия обжалуемого распоряжения без согласования с компетентными органами фактически распорядилась земельным участком, а также о несоответствии его Закону Республики Дагестан "О земле", постановлениям Совета Министров Правительства Российской Федерации от 27.05.93 N 498 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан" и 07.12.96 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", является преждевременным.
Суд апелляционной инстанции правильно не принял доводы института о том, что научный центр утратил право пользования земельным участком в связи с невыполнением требований по оформлению права, поскольку законодательством не предусмотрено такое основание прекращения права пользования.
Поскольку выводы, содержащиеся в решении и постановлении апелляционной инстанции, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, судебные акты в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное. Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 14.10.05 и постановление апелляционной инстанции от 15.12.05 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-2473/2004-13 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2006 г. N Ф08-1034/06 "Вывод судов о том, что администрация после принятия обжалуемого постановления без согласования с компетентными органами фактически распорядилась земельным участком, преждевременный, поскольку суды не оценили распоряжение Правительства Республики об изъятии из земель запаса спорного земельного участка и предоставлении его институту, а также договор аренды земельного участка, заключенный Минимуществом с институтом. Судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело