ООО "Метро Кэш энд Керри" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) от 22.07.05 N 179. Решением суда от 04.04.06 решение налоговой инспекции от 22.07.05 N 179 признано недействительным в части подпункта "а" пункта 2.1 о доначислении 376 364 рублей авансовых платежей по налогу на имущество, подпункта "б" пункта 2.1 - 12 785 рублей пени. В остальной части заявленных требований отказано. Частично отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что включение недвижимого имущества в состав основных средств не зависит от наличия документа, подтверждающего государственную регистрацию права собственности на это имущество. Обязанность по уплате налога на имущество возникает у лица с момента принятия объекта недвижимости в эксплуатацию и его фактического использования.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось. В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований. По мнению заявителя, отражение в бухгалтерском учете предприятия здания в качестве объекта основного средства возможно только после подачи документов на государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению. Как видно из материалов дела, согласно акту приема законченного строительством объекта (форма КС-14) в декабре 2004 года закончено строительство многофункционального торгового комплекса "Метро-Краснодар", здание принято в эксплуатацию. Судом установлено, что с января 2005 года здание торгового комплекса используется обществом. По данным налоговой инспекции налогооблагаемая прибыль за первое полугодие 2005 года составила 12 196 444 рубля.
29 апреля 2005 года общество подписало акт приема-передачи здания (сооружения) формы N ОС-1а и подало в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю документы на государственную регистрацию права собственности по нежилое здание - многофункциональный торговый комплекс "Метро-Краснодар".
Полагая, что обязанность по уплате налога на имущество возникает с момента подачи документов на государственную регистрацию права собственности на здание, общество стало учитывать его стоимость при исчислении налога с 29.04.05. 25 апреля 2005 года общество представило в налоговую инспекцию расчет авансового платежа по налогу на имущество за первый квартал 2005 года и исчислило налог в сумме 855 174 рублей. По результатам камеральной проверки представленной декларации налоговая инспекция вынесла решение от 22.07.05 N 179, доначислив обществу 2 686 928 рублей авансового платежа по налогу на имущество и 91 274 рублей 94 копейки пени. По мнению заинтересованного лица, при наличии доказательств введения объекта в эксплуатацию и его фактического использования для извлечения прибыли в проверяемый период, общество обязано было исчислить и уплатить налог на имущество. Обстоятельства подачи документов для государственной регистрации права собственности на здание не влияют на возникновение объекта налогообложения налогом на имущество.
Общество обжаловало решение налоговой инспекции в суд. Суд, полно и всесторонне исследовал обстоятельства и материалы дела, правильно применил нормы права и пришел к обоснованному выводу о правомерности позиции налогового органа. В соответствии с пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации общество является налогоплательщиком налога на имущество. Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
При этом критерием для отнесения недвижимого имущества к объектам налогообложения является их учет на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Статьей 1 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Одной из задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой, в том числе, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций.
Следовательно, все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий, и любое имущество, приобретаемое организацией, независимо от времени его регистрации подлежит документальному учету на соответствующих счетах бухгалтерского учета и должно быть учтено при исчислении налогов. Такое толкование следует также из разъяснения, данного Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.04.99 N 7486/98.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления Президиума ВАС РФ N 7486/98 следует читать как: "от 6 апреля 1999 г."
Порядок организации и ведения бухгалтерского учета основных средств организаций определяется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.01 N 26н, Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.03 N 91н.
Согласно пункту 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации к основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.
В соответствии с пунктами 4, 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, пунктами 2, 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий: использования в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
При этом к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.
Порядок отражения принятого имущества в бухгалтерском учете организации предусмотрен Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Согласно названному Плану счетов счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по счету 01 по первоначальной стоимости.
В пункте 38 Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.03 N 91н, вступивших в силу 01.01.04, установлено, что принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.
Надлежащими документами, свидетельствующими о вводе объекта в эксплуатацию и принятии его на учет в качестве основного средства, будут являться как акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией типовой межотраслевой формы КС-14, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N71а, так и акт приемки-передачи здания по унифицированной форме N ОС-1а, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.03 N 7.
Из системного толкования указанных норм следует, что законодательством о бухгалтерском учете не установлено в качестве обязательного условия для отражения имущества в бухгалтерском учете в качестве основного средства наличие государственной регистрации права собственности на введенное в эксплуатацию и фактически используемое налогоплательщиком в производственной деятельности недвижимое имущество.
Как следует из материалов дела и установлено судом, здание торгового комплекса введено в эксплуатацию в декабре 2004 года (акт приема-передачи формы КС-14) и с января 2005 года фактически использовалось в предпринимательских целях. Поскольку появление объекта налогообложения налогом на имущество связано с учетом спорного недвижимого имущества на балансе общества в качестве объекта основного средства, то обязанность учитывать стоимость имущества при исчислении налога возникла у заявителя в первом полугодии 2005 года, а не в момент подачи документов на государственную регистрацию права собственности на объект.
Ссылка в жалобе на 52 пункт Методических указаний не может быть принята во внимание. В этой норме регулируются положения о начислении амортизационных отчислений, когда еще не проведена государственная регистрация объектов недвижимости при том, что оформлены первичные документы и ведется эксплуатация. Указанные положения не противоречат толкованию, данному судом, а подтверждают его.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы о том, что отражение в бухгалтерском учете общества здания в качестве объекта основного средства возможно только после подачи документов на государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости, отклоняются как необоснованные. Письма Минфина России, на которые ссылается заявитель, не носят нормативный характер, являются разъяснениями по конкретным запросам, в связи с чем не являются документами, устанавливающими права и обязанности налогоплательщиков в сфере налогообложения.
Основания для отмены судебного акта отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.04.06 по делу N А32-45835/2005-45/944 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 сентября 2006 г. N Ф08-3930/06-1681А "Все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий, и, любое имущество, приобретаемое организацией, независимо от времени его регистрации подлежит документальному учету на соответствующих счетах бухгалтерского учета и должно быть учтено при исчислении налогов"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело