ГУП "Акушинское" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Дагестан (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 26.05.05 N 14 в части пунктов 1.1 "а", 1.2, 2.1 за исключением сумм, относящихся к земельному налогу; обязании налоговой инспекции возместить излишне взысканные суммы по НДФЛ в сумме 65 968 рублей, налога на имущество в сумме 49 679 рублей, пени по НДФЛ в сумме 8 306 рублей, пени по налогу на имущество в сумме 3 768 рублей; обязать налоговую инспекцию зачесть в счет предстоящих платежей переплаченные суммы: НДФЛ в сумме 4 034 рублей, налога на имущество в сумме 46 359 рублей, НДС в сумме 548 267 рублей.
Решением суда от 20.09.05 признаны недействительными пункты 1.1, 1.2, 2.1 решения от 26.05.05 N 14, за исключением сумм, относящихся к земельному налогу. Суд обязал налоговую инспекцию возместить излишне взысканные налог на доходы физических лиц в сумме 65 968 рублей, пени - 8 306 рублей, налог на имущество в сумме 49 679 рублей. Суд обязал налоговую инспекцию зачесть предприятию в счет предстоящих платежей НДС в сумме 548 267 рублей, налог на имущество в сумме 46 359 рублей, НДФЛ в сумме 4 034 рублей. Судебный акт мотивирован тем, что налоговая инспекция не представила доказательств соответствия решения от 26.05.05 N 14 в обжалуемой части требованиям налогового законодательства.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.11.05 решение от 20.09.05 изменено. Признано недействительным решение от 26.05.05 N 14 о привлечении к налоговой ответственности предприятия в части доначисленных сумм НДФЛ - 65 968 рублей, штрафа 13 194 рублей, пени - 8 306 рублей. В остальной части заявления отказано. Судебный акт в части отказа в удовлетворении требований мотивирован тем, что налоговая инспекция правомерно доначислила предприятию налог на имущество за 2003 и 2004 г. В нарушение статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие в налоговую инспекцию не представила письменного заявления о возврате и зачете излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось предприятие с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции от 17.11.05, решение суда от 20.09.05 оставить в силе.
По мнению общества, суд апелляционной инстанции неправильно истолковал нормы материального права.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, материалы дела, выслушав представителя предприятия, Федеральный арбитражный суд СевероКавказского округа считает, что постановление апелляционной инстанции следует отменить в части, и требования заявителя в этой части подлежат оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку ГУП "Акушинское" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.02 по 31.12.04.
По результатам проверки составлен акт от 25.04.05 и вынесено решение от 26.05.05 N 14, которым предприятию доначислены: налог на имущество в сумме 49 676 рублей, земельный налог в сумме 3 600 рублей, НДФЛ в сумме 65 968 рублей; пени по налогу на имущество в сумме 3 768 рублей, по земельному налогу в сумме 345 рублей, по НДФЛ в сумме 8 306 рублей; предприятие привлечено к налоговой ответственности: по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа по налогу на имущество в сумме 3 845 рублей, по земельному налогу в сумме 720 рублей, по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации по НДФЛ в сумме 13 194 рублей.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Налоговая инспекция доначислила предприятию штраф по налогу на имущество в сумме 3 845 рублей, налог на имущество в сумме 49 676 рублей, пени по налогу на имущество в сумме 3 768 рублей на том основании, что в 2003 г. предприятие неправильно применило ставку налога на имущество, в 2004 г. предприятие не исчислило и не уплатило налог на имущество.
При рассмотрении дела суд правомерно исходил из следующего.
Согласно Закону Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" плательщиками налога являются: предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.
Федеральным законом от 11.11.03 N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" признан утратившим силу Закон РФ от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" и введена в действие глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 372 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Народным Собранием Республики Дагестан 30.09.04 принят Закон Республики Дагестан "О налоге на имущество организаций", который вступил в силу с 01.01.05.
В период до принятия указанного закона на территории Республики Дагестан налог на имущество подлежал уплате в соответствии со статьей 7 Закона Республики Дагестан от 10.02.04 N 1 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2004 г.", которой предусмотрено, что в связи с сокращением налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций установить с 1 января 2004 года ставку налога на имущество организаций в размере 2 процента от среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. С целью недопущения ухудшения положения налогоплательщиков установлено, что сумма налога на имущество организаций в течение налогового период 2004 г. в сопоставимых условиях не должна превышать сумму налога, начисленного организациями в 2003 г.
Ранее статьей 10 Закона Республики Дагестан от 06.03.03 N 9 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2003 г." предусматривалось, что с 1 января 2003 года ставка налога на имущество предприятий устанавливается в размере 1 процента от среднегодовой стоимости налогооблагаемого имущества.
Пункт 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Предприятие не оспаривает неправильное применение им ставки по налогу на имущество в 2003 г., данный факт подтверждается материалами дела, поэтому налог на имущество за 2003 г. в сумме 37 727 рублей начислен обоснованно.
Суд правомерно указал, что налоговая инспекция обоснованно применила Закон Республики Дагестан от 10.02.04 N 1 и начислила предприятию налог на имущество за 2004 г. в сумме 11 949 рублей, поскольку указанное законодательное изменение с 2003 по 2004 г. не освобождает налогоплательщиков Республики Дагестан от уплаты в 2004 г. налога на имущество организаций.
Согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Порядок возврата излишне взысканного налога урегулирован статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика.
В материалах дела отсутствуют заявления предприятия: о зачете в счет предстоящих платежей переплаченных НДФЛ в сумме 4 034 рублей, налога на имущество в сумме 46 359 рублей, НДС в сумме 548 267 рублей; о возврате излишне взысканных НДФЛ в сумме 65 968 рублей, пени по НДФЛ в сумме 8 306 рублей, налога на имущество в сумме 49 679 рублей, пени по налогу на имущество в сумме 3 768 рублей, о чем суд апелляционной инстанции правомерно указал в судебном акте.
Необоснованна ссылка предприятия на возражения к акту проверки (л. д. 98 - 102, т. 1), содержащее в заключительной части требование о зачете переплаченных сумм налогов в счет предстоящих платежей, поскольку заявление о зачете или возврате налога должно содержать ряд сведений, необходимых для совершения указанных действий, в частности: наименование налогоплательщика, ИНН, его юридический адрес, наименование бюджета, код бюджетной классификации, реквизиты расчетного счета.
В пункте 22 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что, принимая во внимание положения статьи 78 Кодекса, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора в соответствии с пунктом 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для оставления иска без рассмотрения.
Поскольку судом апелляционной инстанции установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но неправильно применена норма права, суд кассационной инстанции полагает необходимым отменить постановление апелляционной инстанции от 17.11.05 в части отказа в удовлетворении требований о возмещении излишне уплаченных налога на имущество, НДФЛ и пеней по этим налогам; о зачете по налогу на имущество, НДФЛ, НДС и требование предприятия в этой части оставить без рассмотрения. В остальной части обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным и изменению не подлежит.
При подаче кассационной жалобы предприятие излишне уплатило госпошлину, в связи с чем ему следует выдать справку на возврат излишне уплаченной госпошлины в сумме 7 554 рублей 42 копеек.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.11.05 по делу N А15-977/05 отменить в части отказа в удовлетворении требований о возмещении излишне взысканных НДФЛ, налога на имущество и пеней по этим налогам; о зачете излишне уплаченных НДФЛ, налога на имущество, НДС.
В этой части требования ГУП "Акушинское" оставить без рассмотрения.
В остальной части постановление апелляционной инстанции от 17.11.05 оставить без изменения.
Выдать ГУП "Акушинское" справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 7 554 рублей 42 копеек, излишне уплаченной по платежному поручению от 20.07.05 N 076.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 февраля 2006 г. N Ф08-82/06-49А "Несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора в соответствии с п. 2 ст. 148 АПК РФ является основанием для оставления иска без рассмотрения"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело