См. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 августа 2005 г. N Ф08-3791/05-1510А
ГП "Шельф" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Геленджику (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными:
решения налоговой инспекции от 22.09.04 N 107 в части: пункта 1 резолютивной части решения подпунктов 1 и 2 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, по налогу на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 232 401 рубля 32 копеек за 2002 год, 4 048 рублей 44 копеек за 1 квартал 2003 года;
пункта 2 подпункта 2.2. "а" в части взыскания налога на добавленную стоимость в размере 1 182 248 рублей 80 копеек; подпункта 2.2 "б" в части взыскания пени по налогу на добавленную стоимость в размере 354 818 рублей 4 копеек; требования от 23.09.04 N 127 в части обязания уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 1 182 248 рублей 80 копеек, пени в размере 354 818 рублей 04 копеек; требования от 23.09.04 N 127 в части обязания уплатить налоговые санкции по налогу на добавленную стоимость в размере 236 449 рублей 76 копеек. Решением суда от 13.04.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.06.05, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что предприятие не доказало в заявленной части незаконность решения налоговой инспекции от 22.09.04 N 107.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.08.05 решение от 13.04.05 и постановление апелляционной инстанции от 06.06.05 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. Судебный акт мотивирован тем, что судебные инстанции не установили, не расположены ли на территории России иностранные покупатели, какие услуги оказывало предприятие и являются ли по своему характеру эти услуги теми, которые поименованы в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации: оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также услуг по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Правомерность доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 418 758 рублей судебными инстанциями недостаточно обоснована, поскольку суды не приняли во внимание довод предприятия относительно порядка отнесения суммы налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), предусмотренного статьей 170 Налогового кодекса Российской Федерации. Предприятием в 1 квартале 2003 года произведена реализация основных средств, как указала налоговая инспекция, ниже остаточной стоимости, что повлекло восстановление налога на добавленную стоимость в этой части по строке 430 декларации за 1 квартал 2003 года в сумме 20 242 рублей 20 копеек. Основание доначисления предприятию налога на добавленную стоимость в указанной сумме документально не подтверждено и судами не исследовано.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприятие уточнило требования и просило признать недействительными решение налоговой инспекции от 22.09.04 N 107 в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 1 182 248 рублей 80 копеек, налоговых санкций по НДС за 2002 г. в размере 232 401 рубля, за 1 квартал 2003 г. в размере 4 048 рублей 44 копеек, пени по НДС в сумме 334 522 рублей 27 копеек, требование N 127 от 23.09.04 об уплате налога и пени в сумме 1 516 771 рубля 07 копеек, требование N 127 от 23.09.04 об уплате налоговых санкций в сумме 236 449 рублей 76 копеек.
Решением от 07.12.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.04.06, требования предприятия удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку покупателем услуг заявлены иностранные компании, местом осуществления деятельности которых является территории иностранных государств, то налоговым органом неправомерно начислен НДС во 2, 3 кварталах 2002 г. в сумме 743 248 рублей 60 копеек. Налоговая инспекция неправомерно доначислила 418 578 рублей НДС, поскольку предприятие выполнило условия, предусмотренные статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговой инспекцией не представлены доказательства реализации основных средств по цене ниже остаточной стоимости, поэтому неправомерно восстановлен НДС в сумме 20 242 рублей 20 копеек.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 07.12.05 и постановление апелляционной инстанции от 27.04.06, по делу принять новый судебный акт.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что суды не исследовали все доказательства, представленные в материалы дела; не учли Положение о лицензировании отдельных видов деятельности. По мнению налоговой инспекции, такой вид услуг, как "услуги по предоставлению информационных ресурсов" не поименован в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации; реализация основных средств ниже остаточной стоимости подтверждается данными журналов-ордеров.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность. В судебном заседании представители предприятия повторили доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей предприятия, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку ГП "Шельф" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, удержания, уплаты налогов: на прибыль, налога на добавленную стоимость, имущество, сборов в местный бюджет и внебюджетные фонды и других обязательных платежей за период с 01.04.02 по 31.12.03.
По результатам проверки составлен акт от 12.05.04 N 121 и вынесено решение от 22.09.04 N 107, которым обществу начислены штрафные санкции в сумме 258 361 рублей 77 копеек, налоги в сумме 1 291 807 рублей 92 копеек, пени в сумме 366 320 рублей 58 копеек.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе по реализации предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
Положение настоящего подпункта применяется при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Пункт 4 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет, что документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются: 1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами; 2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг). Пунктом 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации определены суммы, на которые увеличивается налогооблагаемая база для исчисления налога на добавленную стоимость. Согласно пункту 2 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации положения пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации не применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также в отношении товаров (работ, услуг), местом реализации которых в соответствии со статьями 147 и 148 Кодекса не является территория Российской Федерации.
В материалы дела представлены документы, свидетельствующие о том, что компании "Geoteam" AS и EasternOil Services Ink. - покупатели услуг - осуществляют деятельность на территории иностранных государств. Налоговая инспекция не представила доказательств присутствия на территории Российской Федерации представительств и филиалов иностранных компаний - покупателей услуг предприятия. Суд первой инстанции обоснованно на основании письма статс-секретаря-заместителя министра Природных ресурсов Российской Федерации сделал вывод о тем, что проведение морских сейсморазведовательных работ относится к услугам, указанным в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, налоговая инспекция неправомерно начислила налог на добавленную стоимость во 2 и 3 кварталах 2002 г. в сумме 743 248 рублей 60 копеек по внешнеэкономической деятельности предприятия. Статья 171 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Предприятие приобрело гидрофоны "Бентос" в количестве 2 400 штук на общую сумму 63 800 долларов США во исполнение Протокола намерения от 16.10.01, заключенного с ЗАО "Севморнефтегеофизика-Центр".
Во 2 квартале 2002 года предприятием предъявлена сумма налогового вычета в размере 418 758 рублей по уплаченному налогу при ввозе гидрофонов на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения. ЗАО "Севморнефтегеофизика-Центр" отказалось от первоначального Протокола намерения от 16.10.01.
В связи с ликвидацией предприятия, невозможностью производственного применения и реализации гидрофонов "Бентос", директором ГП "Шельф" издан приказ от 31.03.03 N 5 о списании гидрофонов за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.
Согласно пункту 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:
1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;
3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;
4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено даннойй статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Суд правомерно указал, что поскольку экспортный гидрофон был приобретен для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения НДС, то предприятие не нарушило порядок предъявления налога к вычету. Налоговая инспекция не представила в материалы дела доказательства реализации предприятием основных средств ниже остаточной стоимости, поэтому восстановление НДС за 1 квартал 2003 г. в сумме 20 242 рублей 20 копеек неправомерно. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования предприятия. Основания для отмены или изменения решения от 07.12.05 и постановления апелляционной инстанции от 27.04.06 отсутствуют. Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 07.12.05 и постановление апелляционной инстанции от 27.04.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-41234/2004-56/1108-2005-25/19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено даннойй статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 августа 2006 г. N Ф08-3547/06-1532А "Статья 171 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело