Предприниматель без образования юридического лица Исаев Р.А. (далее предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее налоговая инспекция) от 10.03.06 N 106 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 3 тыс. рублей штрафа за неприменение контрольно-кассовой машины при расчете за оказанную услугу по перевозке пассажира.
Решением суда от 21.08.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.10.06, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что применяемые предпринимателем билеты являются ненадлежащими бланками строгой отчетности и не могут обеспечивать необходимого учета, поскольку не содержат таких обязательных реквизитов, как код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации и подписи лица, ответственного за совершение операции, стоимость услуги в сумме 7 рублей вписана от руки.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился предприниматель с кассационной жалобой, в которой просит решение от 21.08.06 и постановление апелляционной инстанции от 30.10.06 отменить. Заявитель считает, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями могут применяться до утверждения новых форм бланков строгой отчетности, предусмотренных новым положением, но не позднее, чем до 01.01.07. Предприниматель применил официально заказанные в типографии ранее утвержденные бланки строгой отчетности, предназначенные для наличных расчетов за проезд в автобусе. Стоимость билета указана предпринимателем собственноручно.
Налоговая инспекция представила отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения и рассмотреть дело без участия своего представителя. Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям. Налоговая инспекция провела проверку маршрутного такси ГАЗ 322132 государственный номер КВ 250 23RUS, осуществляющего перевозку пассажиров по городскому маршруту N 11 и принадлежащего предпринимателю, по вопросам соблюдения Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее Закон N 54-ФЗ).
В ходе проверки установлено, что водитель маршрутного такси при осуществлении денежного расчета с пассажиром за перевозку от остановки Проспект Ленина до остановки 14 микрорайон на сумму 7 рублей контрольно-кассовую машину не применил, выдал билет (бланк строгой отчетности) неустановленного образца. По данному факту составлены акт проверки от 01.03.06 N 338, акт контрольной закупки от 1.03.06, подписанные предпринимателем с отметками о выдаче им билета серии КТ N01480 и отсутствии у него обязанности применять в этом случае контрольно-кассовую машину.
По итогам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция составила с участием предпринимателя протокол об административном правонарушении от 02.03.06 N 000003 и вынесла постановление от 10.03.06 N 106 о привлечении предпринимателя к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 3 тыс. рублей штрафа.
При рассмотрении дела установлено, что предприниматель осуществляет деятельность по осуществлению перевозки пассажиров автотранспортом. В момент проверки работник предпринимателя оказывал услуги перевозки пассажиров в режиме маршрутного такси по городскому маршруту N 11. В ходе перевозки пассажирам выдаются билеты, что подтверждается актом проверки от 01.03.06 N 338, актом контрольной закупки от 1.03.06, объяснениями предпринимателя от 01.03.06 и протоколом об административных правонарушениях от 02.03.06 N 00003, в которых содержится запись о выдаче пассажиру билета серии КТ N01480.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ, организации и индивидуальные предприниматели согласно порядку, определенному Правительством Российской Федерации, в случае оказания услуг населению могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи бланков строгой отчетности.
Поскольку перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, она может осуществляться с использованием бланков строгой отчетности (билетов) без применения контрольно-кассовой техники. Допустимость применения бланков строгой отчетности (контрольных билетов) при оказании услуг по перевозке пассажиров, исходя из положений Закона N 54-ФЗ, не поставлена в зависимость от того, являются соответствующие транспортные средства транспортом общего пользования или нет.
В силу пункта 6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.05 N 171, бланк, предназначенный для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования, должен содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование, шестизначный номер и серия; б) код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации; в) наименование организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк; г) вид транспортного средства, на котором оказывается услуга по перевозке пассажиров; д) стоимость услуги в денежном выражении.
Суд, отказывая предпринимателю в удовлетворении заявления, сделал вывод о том, что выданный водителем при денежных расчетах с населением при оплате за проезд билет не является бланком строгой отчетности, так как не содержит необходимые реквизиты: код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации, подписи лица, ответственного за совершение операции; а стоимость услуги в сумме 7 рублей вписана рукой, а не печатным способом.
В соответствии с пунктом 9 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.05 N 171 при изготовлении бланка допускается вносить в него изменения, касающиеся расширения (сужения) граф с учетом реквизитов.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.05 N 171 об утверждении Положения формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, но не позднее 1 января 2007 г.
Поэтому при оказании населению услуг, связанных с данной деятельностью, предприниматель вправе до 1 января 2007 года осуществлять расчеты с использованием ранее утвержденных бланков строгой отчетности. Налоговая инспекция не представила доказательств того, что применяемые предпринимателем билеты не обеспечивают необходимого учета. Таким образом, вывод суда о том, что выданные предпринимателем билеты не могут быть приравнены к бланкам строгой отчетности и о наличии в его действиях состава административного правонарушения по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является ошибочным.
При указанных обстоятельствах судебные акты подлежат отмене.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного постановление налоговой инспекции от 10.03.06 N 106 следует признать незаконным и отменить.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 21.08.06 и постановление апелляционной инстанции от 30.10.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-8058/2006-57/291-16АЖ отменить. Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску от 10.03.06 N 106 о привлечении предпринимателя без образования юридического лица Исаева Р.А. к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 3 тыс. рублей штрафа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 января 2007 г. N Ф08-7008/06-2908А "Вывод суда о том, что выданные предпринимателем билеты не могут быть приравнены к бланкам строгой отчетности и о наличии в его действиях состава административного правонарушения по статье 14.5 КоАП, является ошибочным"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело