См. также Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 сентября 2007 г. N Ф08-5747/07, от 9 января 2008 г. N Ф08-7523/07, от 12 марта 2008 г. N Ф08-1011/08 по делу N А32-7430/2006-39/134
Военный комиссариат Центрального округа г. Краснодара (далее военный комиссариат) обратился в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования г. Краснодар (далее администрация) о расторжении договоров аренды нежилых помещений, занимаемых военным комиссариатом, от 05.05.05 N 189/4, от 05.05.05 N 188/2 и о понуждении к передаче муниципального имущества в виде указанных нежилых помещений в собственность Российской Федерации.
Определением от 09.03.06 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю.
Решением от 15.06.06 исковые требования удовлетворены в части понуждения к передаче спорного имущества в федеральную собственность. В удовлетворении остальной части требований отказано со ссылкой на то, что истец избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Судебный акт мотивирован тем, что помещения, занимаемые военным комиссариатом на основании договоров аренды, необходимы для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и подлежит передаче из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации. Кроме того, нахождение спорного имущества в муниципальной собственности нарушает право оперативного управления истца на данное имущество и предъявление иска о передаче его в федеральную собственность имеет целью восстановление нарушенного вещного права военного комиссариата.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.11.06 решение от 15.06.06 отменено. В иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что площадь используемых военным комиссариатом Карасунского округа г. Краснодара помещений по ул. Селезнева, 203а, превышает нормативы, установленные разделом 4 приказа Министра обороны Российской Федерации, и, соответственно, является достаточной для обеспечения деятельности военного комиссариата.
В связи с тем, что в ходе судебного разбирательства истец заявил отказ от части исковых требований о расторжении договоров аренды и отказ принят судом, производство по делу в указанной части прекращено. Произведена процессуальная замена истца его правопреемником Военным комиссариатом Карасунского и Центрального округов г. Краснодара. В кассационной жалобе военный комиссариат просит отменить постановление апелляционной инстанции от 29.11.06 и оставить в силе решение от 15.06.06. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что фактическое неиспользование спорного имущества военным комиссариатом Карасунского и Центрального округов г. Краснодара не может являться основанием для отказа в передаче его из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации. Кроме того, при разрешении вопроса о разграничении собственности должен обеспечиваться принцип сохранения единства имущественного комплекса, состоящий в том, что все имущество, которое до разграничения собственности использовалось отдельной государственной организацией в процессе своей деятельности, должно быть отнесено к одному уровню собственности в целом.
Отзыв на кассационную жалобу не предоставлен.
В судебном заседании военный комиссариат доводы, изложенные в жалобе, поддержал. Администрация просила постановление апелляционной инстанции оставить без изменения. Изучив материалы дела и выслушав участвовавших в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнение постановления главы администрации г. Краснодара от 12.07.94 N 770 нежилые помещения площадью 840 кв. м, расположенные на первом и втором этажах здания литеров А, В, Г по адресу: г. Краснодар, ул. Красная,104 и нежилые помещения N 2-10, 13-22, общей площадью 280 кв. м, расположенные на первом этаже здания литера У по адресу: г. Краснодар, ул. Индустриальная, 8, внесены в реестр муниципальной собственности.
19 мая 2003 и 17 июня 2003 г. управление муниципальной собственности администрации г. Краснодара и военный комиссариат заключили договоры аренды нежилых помещений, расположенных в г. Краснодаре по ул. Красная, 104 и по ул. Индустриальная, 8 для использования их под военкомат.
В соответствии с частью 11 статьи 156 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом 3 части 8 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в муниципальной собственности имущество подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если указанное имущество используется федеральными органами исполнительной власти для целей, установленных данным законом.
По смыслу приведенных норм при разграничении государственной и муниципальной собственности решение вопроса о безвозмездной передаче муниципального имущества в собственность Российской Федерации зависит от факта использования соответствующим государственным органом указанного имущества.
Разделом 4 приказа Министра обороны Российской Федерации от 20.12.04 N 437 установлены нормы обеспечения военных комиссариатов муниципальных образований служебными помещениями, содержание которых обеспечивается за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с установленными приказом нормативами площадь нежилых помещений, необходимых для обеспечения деятельности военного комиссариата Карасунского и Центрального округов г. Краснодара Краснодарского края составляет 1 745 кв. м. Как установлено апелляционной инстанцией, площадь используемых военным комиссариатом Карасунского округа г. Краснодара помещений по ул. Селезнева, 203а составляет 2 219 кв. м. и является достаточной для обеспечения деятельности объединенного в результате реорганизации военного комиссариата Карасунского и Центрального округов г. Краснодара. Из пояснений военного комиссара в судебном заседании кассационной инстанции следует, что в здании по ул. Селезнева, 203 а военкомат находится около 30 лет, здание построено изначально для использования военкоматом, имеет специальное обустройство.
Вследствие проведенного в срок до 01.09.06 реформирования организации военных комиссариатов (приказ Военного комиссара Краснодарского края от 06.05.06 N 137), спорные помещения истцом фактически не используются. Согласно акту обследования муниципального имущества, расположенного в г. Краснодаре по ул. Красной, 104, от 08.11.06 помещения первого этажа литера А, под номерами 1/1, 3 - 5, 7, 9, 13, 13/1, общей площадью 137,5 кв. м; второго этажа литера А общей площадью 284,1 кв. м; первого этажа литера Б, помещение N 12, второго этажа литера Б, помещения N 1, 2, 5, 7 - 13, 10/1 общей площадью 149,5 кв. м, а также литера Г, помещение N4, площадью 20,5 кв. м (гараж), освобождены от имущества.
Помещение первого этажа литера А под N 11 площадью 43,0 кв. м и помещение литера Г под N 5, 5/1, 6, площадью 13,9 кв. м используются пенсионным отделом. В помещении первого этажа литера Б под N 1, 1а, 3-8, 8/1, 11, 11а, 13 общей площадью 125,8 кв. м работает 2-ое отделение комиссариата и отдел по работе с контрактниками.
Таким образом, в здании, расположенном по ул. Красной, 104, военным комиссариатом используются только помещения общей площадью 182,7 кв. м из 840 кв. м муниципальной собственности. Часть помещений, также не занятых истцом, расположенных в г. Краснодаре по ул. Индустриальной, 8, переданы в аренду обществу с ограниченной ответственностью 45-я параллель (41, 0 кв.м).
Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для безвозмездной передачи спорных помещений в федеральную собственность является правильным. При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 29.11.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-7430/2006-39/134 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2007 г. N Ф08-7038/06 "Площадь используемых военным комиссариатом Карасунского округа г. Краснодара помещений по ул. Селезнева, 203а, превышает нормативы, установленные разделом 4 приказа Министра обороны РФ, и, соответственно, является достаточной для обеспечения деятельности военного комиссариата"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело