См. также Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 апреля 2006 г. N Ф08-947/06-426А, от 20 марта 2007 г. N Ф08-1242/07
Гущин Д.М. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Красный Сулин Ростовской области (далее - налоговая инспекция), выразившихся в невнесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении ликвидации Сельскохяйственного акционерного общества закрытого типа (САОЗТ) "Шахтинское", и обязании внести данную запись.
Решением от 13.09.06 признаны незаконными действия (бездействие) налоговой инспекции в невнесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении ликвидации САОЗТ "Шахтинское". В остальной части иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что налоговая инспекция в течение пяти рабочих дней с момента получения постановления кассационной инстанции от 20.04.06 об отмене ликвидации САОЗТ "Шахтинское" должна была внести запись в ЕГРЮЛ о прекращении процедуры ликвидации юридического лица. В части обязания внести запись в ЕГРЮЛ в удовлетворении заявления отказано в связи с фактическим исполнением.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение отменить. По мнению заявителя, Гущин Д.М. не подтвердил свой статус в качестве индивидуального предпринимателя или участника общества. До рассмотрения настоящего дела по существу, налоговая инспекция внесла в установленный законом срок запись о прекращении процедуры ликвидации САОЗТ "Шахтинское".
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, по делу N А53-9882/2005-С4-42 налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о ликвидации САОЗТ "Шахтинское" на основании пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с непредставлением ответчиком в регистрирующий орган сведений, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Решением суда от 13.09.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.12.05, заявление удовлетворено на основании пункта 3 статьи 26 Закона N 129-ФЗ. Обязанность по осуществлению мероприятий, связанных с ликвидацией общества, возложена судом на его учредителей под контролем налоговой инспекции.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.06 решение и постановление апелляционной инстанции отменены, в удовлетворении заявления о ликвидации САОЗТ "Шахтинское" отказано. Суд исходил из того, что ликвидация юридического лица не может быть применена по одному лишь формальному основанию ввиду непредставления юридическим лицом в регистрирующий орган сведений, предусмотренных Законом N 129-ФЗ.
Полагая, что бездействие налогового органа по внесению записи о прекращении ликвидации САОЗТ "Шахтинское" противоречит действующему законодательству, нарушает его права и охраняемые законом интересы как акционера общества, Гущин Д.М. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия), устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что налоговая инспекция не внесла в установленные законом сроки в ЕГРЮЛ запись о прекращении ликвидации САОЗТ "Шахтинское", чем нарушила права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пунктов 1, 2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Налоговая инспекция не представила доказательств того, что после получения постановления кассационной инстанции от 20.04.06 об отмене решения суда о ликвидации САОЗТ "Шахтинское" она совершила необходимые действия по исключению из Единого государственного реестра сведений о ликвидации общества в сроки, установленные статьей 8 Закона N 129-ФЗ, в связи с чем бездействие инспекции правомерно признано судом незаконным.
Несостоятельна ссылка налоговой инспекции при определении пятидневного срока на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.08.06 по делу N 9216/06, которым отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.06 по делу N А53-9882/2005-С4-42.
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу пункта 9 статья 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Поскольку постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А53-9882/2005-С4-42 установлено нарушение имущественных интересов работников акционерного общества, в том числе заявителя по настоящему делу, не обоснованны доводы налоговой инспекции об отсутствии у Гущина Д.М. полномочий на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения суда. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.09.06 по делу N А53-6995/2006-С5-28 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 января 2007 г. N Ф08-6901/06 "Налоговая инспекция не представила доказательств того, что после получения постановления кассационной инстанции об отмене решения суда о ликвидации общества она совершила необходимые действия по исключению из Единого государственного реестра сведений о ликвидации общества в сроки, установленные статьей 8 Закона N 129-ФЗ, в связи с чем бездействие инспекции правомерно признано судом незаконным"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело