Индивидуальный предприниматель Елов В.Н. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия главы муниципального образования Красноармейский район, выразившегося в непринятии решения о заключении договора купли-продажи земельного участка либо об отказе в продаже участка. Предприниматель также просил понудить главу муниципального образования Красноармейский район вынести соответствующее постановление и в случае положительного решения заключить договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: ст. Полтавская, ул. Красная, 108, кадастровый номер 23:13:01 05 005:0010, площадью 1 139 кв. м (уточненные требования).
Определением от 19.01.06 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент). Решением от 21.06.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.09.06, в удовлетворении заявления отказано. Суды исходили из того, что один из объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, ранее находился в государственной собственности Краснодарского края, поэтому решение о приватизации земельного участка должен принимать уполномоченный орган, принявший решение о приватизации объектов недвижимости - департамент. Предприниматель подал заявление о приватизации земельного участка в неуполномоченный орган, поэтому нарушение прав и законных интересов заявителя отсутствует. Суд апелляционной инстанции указал, что земельный участок, расположенный под принадлежащими предпринимателю объектами недвижимого имущества, сформирован как единый, выделение отдельного участка для эксплуатации фундамента под здание литера А не произведено.
В кассационной жалобе предприниматель просит судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение в ином составе судей. По мнению заявителя, суды не приняли во внимание, что письмом от 26.07.05 ответчик ввел его в заблуждение, указав, что для оформления прав на земельный участок необходимо обратиться в комитет имущественных отношений администрации муниципального образования Красноармейский район. Спорный земельный участок используется предпринимателем на основании договора аренды от 11.07.01, заключенного с администрацией муниципального образования. В решении не указаны мотивы, по которым суд отверг доводы заявителя и предоставленные им доказательства. Суд необоснованно не признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии решения о приватизации земельного участка, расположенного под фундаментом под здание литера А.
Отзывы на жалобу не представлены. В судебном заседании представитель предпринимателя повторил доводы, изложенные в жалобе. Изучив материалы дела и выслушав представителя заявителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, предприниматель является собственником производственного здания литеры А, Г, Г1, Г2, Г6, и фундамента под здание литера А, находящихся на земельном участке площадью 1 139 кв. м, кадастровый номер 23:13:01 05 005:0010, расположенном по адресу: ст. Полтавская, ул. Красная, 108 (свидетельства о государственной регистрации от 20.01.2000 серия КК N051903 и 02.04.04 серия 23-АБ N 414312). 1 июля 2005 г. предприниматель обратился к главе муниципального образования Красноармейский район с заявлением о приобретении в собственность указанного земельного участка. В письме от 26.07.05 N 2259 заинтересованное лицо указало, что для рассмотрения заявления о приобретении земельного участка в собственность за плату необходимо обратиться в комитет имущественных отношений администрации муниципального образования Красноармейский район с письменным заявлением установленного образца.
Не получив в срок, установленный Земельным кодексом Российской Федерации, решение о продаже земельного участка либо об отказе в его приватизации, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия заинтересованного лица.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемое бездействие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Соответствующий орган в двухнедельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка, готовит проект договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями осуществляется органами местного самоуправления, если законодательством не предусмотрено иное.
Из материалов дела следует, что на испрашиваемом предпринимателем земельном участке расположены объекты недвижимости (производственное здание литеры А, Г, Г1, Г2, Г6), приобретенные предпринимателем у ЗАО "Фирма "Южанка"" по договору купли-продажи от 31.12.99. В свою очередь право собственности на указанные объекты недвижимости перешло к ЗАО "Фирма "Южанка"" на основании договора купли-продажи от 03.04.92 N 11, заключенного им с Фондом государственного имущества Департамента государственного имущества администрации Краснодарского края. Таким образом, предприниматель приобрел объекты недвижимости, ранее находившиеся в государственной собственности Краснодарского края.
В силу статьи 34 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в редакции, действовавшей до 01.07.06) до разграничения государственной собственности на землю уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению земельными ресурсами до разграничения государственной собственности на землю в пределах полномочий, установленных высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находившихся или находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также, если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти Краснодарского края.
В соответствии с положением от 06.06.01 N 473 "Вопросы реорганизации Департамента имущественных отношений Краснодарского края" и постановлением главы администрации Краснодарского края от 11.03.02 N 253 "О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности" департамент является исполнительным органом государственной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению земельными ресурсами и выступает от имени собственника.
На основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 34 Закона Краснодарского края "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" решение о приватизации земельного участка вправе принять департамент, как уполномоченный орган, который принимал решение о приватизации объекта недвижимости, расположенного на земельном участке.
Заявление о предоставлении в собственность земельного участка подано в администрацию муниципального образования Красноармейский район, которая не наделена правом распоряжаться испрашиваемым земельным участком. При таких обстоятельствах ее бездействие, выразившееся в непринятии решения об отказе или заключении договора купли-продажи земельного участка, не нарушает прав и законных интересов заявителя, поэтому основания для признания его незаконным отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции исследовал вопрос о нахождении на земельном участке иных объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности, помимо строений, приобретенных предпринимателем у ЗАО "Фирма "Южанка"". Суд обоснованно указал, что в заявлении предприниматель просил предоставить в собственность земельный участок площадью 1 139 кв. м с кадастровым номером 23:13:01 05 005:0010. Участок под фундаментом под здание литера А общей площадью 260,3 кв. м не индивидуализирован, отдельно не выделялся, с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка для эксплуатации фундамента предприниматель не обращался. Основания для принятия решения о приватизации земельного участка, расположенного под объектом недвижимого имущества, не сформированного в установленном порядке, в силу статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено. Основания для отмены или изменения решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 21.06.06 и постановление апелляционной инстанции от 14.09.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-38068/2005-22/886 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 января 2007 г. N Ф08-6753/06 "Заявление о предоставлении в собственность земельного участка подано в орган, не уполномоченный распоряжаться землей, поэтому основания для признания его бездействия незаконным отсутствуют"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело