ООО "Аншип" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными требований Краснодарской таможни (далее - таможня) об обязательной уплате в соответствии со статьей 212 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, сборов за помещение судов "Анненков" и "Петровск" под таможенный режим временного ввоза и об обязании таможенного органа возвратить излишне уплаченные таможенные платежи и сборы, налог на добавленную стоимость за июль 2006 год в размере 605 тыс. рублей (уточненные требования).
Решением суда от 06.10.06 в удовлетворении заявления отказано. Суд указал, что поскольку суда "Анненков" и "Петровск" зарегистрированы на территории Российской Федерации в бербоут-чартерном реестре, им предоставлено право плавать под флагом Российской Федерации, то основания для применения подпункта 1 пункта 1 статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации отсутствуют. Декларирование иностранных морских судов, зафрахтованных российскими лицами по бербоут-чартеру, плавающих под российским флагом и используемых для международных перевозок, производится данными российскими лицами с учетом требования пункта 3 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, то есть путем подачи грузовой таможенной декларации.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации не запрещает одновременную регистрацию судна в реестре судов иностранного государства и Российской Федерации. Регистрация паромов "Анненков" и "Петровск" в бербоут-чартерном реестре в Российской Федерации не прекращает его регистрации в регистре Королевства Камбоджи. Применение подпункта 1 пункта 1 статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации в данном случае обоснованно. Кроме того, суд применил Конвенцию ООН "Об условиях регистрации судов" от 07.02.86, которая не вступила в силу и ее положения обязательными для Российской Федерации не являются.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просила решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представители сторон повторили, соответственно, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, согласно выпискам из Международного Судового реестра Королевства Камбоджи судовладельцем паромов "Петровск" и "Анненков" является компания "UGTRANS TERMINAL CO. LTD" (Кипр). По договорам бербоут-чартера от 11.07.02 и от 21.01.04 паромы "Петровск" и "Анненков" соответственно переданы обществу.
29 марта 2004 года судно "Анненков" зарегистрировано в бербоут-чартерном реестре Темрюкского морского порта (Свидетельство о праве плавания под флагом Российской Федерации от 26.03.04); судно "Петровск" зарегистрировано в бербоут-чартерном реестре Махачкалинского морского торгового порта 09.10.02 (Свидетельства о праве плавания под флагом Российской Федерации от 28.07.04, от 13.07.06).
В связи с прибытием указанных судов 10.07.06 на таможенную территорию Российской Федерации в таможню были представлены документы, предусмотренные статьей 74 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также заявлено о применении упрощенного порядка таможенного оформления временно ввозимых транспортных средств (абзац 1 пункта 3 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Таможенный орган, полагая, что в данном случае обществом, как декларантом, не соблюдено условие подпункта 1 пункта 1 статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов допустим при условии, если транспортное средство зарегистрировано за иностранным юридическим лицом и (или) на территории иностранного государства, предложил заявителю оформить грузовые таможенные декларации. В порядке абзаца 2 пункта 3 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации общество оформило ГТД и КТС-1 N 10309140/110706/0000333, 10303140/110706/0000334 и платежными поручениями от 10.07.06 N 286, от 17.07.06 N 293 перечислило начисленные к уплате 605 тыс. рублей таможенных платежей.
Считая правомерным применение льготы, установленной пунктом 1 статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, представленные доказательства, и пришел к выводу о несоблюдении заявителем условия о регистрации временно ввозимого транспортного средства (подпункт 1 пункта 1 статьи 271 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при соблюдении следующих условий:
1) если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства;
2) если транспортное средство ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом;
3) если транспортное средство не используется на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках;
4) если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации не передается в аренду (в случае, если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного, - в субаренду), за исключением случая, когда договор аренды (договор субаренды) заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства.
Таким образом, для полного освобождения от уплаты таможенных платежей при временном ввозе транспортных средств на территорию Российской Федерации, в том числе, необходимо, чтобы транспортное средство было зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на момент прибытия паромов на территорию Российской Федерации они были зарегистрированы в бербоут-чартерных реестрах Темрюкского и Махачкалинского торговых портов, имели свидетельства о праве плавания под флагом Российской Федерации. При этом регистрация судов в Международном Судовом реестре Королевства Камбоджи на период плавания под флагом Российской Федерации приостановлена.
В силу пункта 2 статьи 15 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации на основании решения одного из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 3 данной статьи, право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено зарегистрированному в реестре судов иностранного государства судну, предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру).
При этом судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента регистрации его в одном из реестров судов Российской Федерации, указанных в пункте 1 статьи 33 Кодекса (пункт 1 статьи 16 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Кодекса судно подлежит регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре, судовой книге, бербоут-чартерном реестре.
Согласно пункту 1 статьи 38 Кодекса в бербоут-чартерном реестре или Российском международном реестре судов судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, подлежит регистрации в течение месяца со дня принятия решения о временном предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Кодекса.
При регистрации судна в бербоут-чартерном реестре или Российском международном реестре судов выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, указанный в решении о временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что судно не может одновременно обладать правом плавания под несколькими флагами различных государств. Необходимым условием регистрации судна в бербоут-чартерном реестре в силу статьи 38 Кодекса и приказа Минтранса России от 21.07.06 N 87 является представление выписки из реестра судов иностранного государства, в котором судно зарегистрировано до смены флага, а также документа, выданного компетентными властями иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, и подтверждающего, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
Бербоут-чартерный реестр является одним из видов регистрации судов, находящихся во фрахте. Следовательно, наличие данных о судне в этом реестре, выдача ему свидетельства о праве плавания под флагом Российской Федерации, свидетельствуют о регистрации зафрахтованного транспортного средства на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод суда о неподтверждении обществом права на полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 1 статьи 271 Таможенного кодекса Российской Федерации основан на правильном применении норм материального права.
Исходя из требования пункта 3 статьи 279 Таможенного кодекса Российской Федерации, при помещении транспортных средств под таможенные режимы временного ввоза или временного вывоза в случае несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 271 Кодекса, декларирование транспортных средств производится по правилам, установленным главой 14 Кодекса для декларирования товаров, путем подачи грузовой таможенной декларации.
Таким образом, начисление обществу 605 тыс. рублей таможенных платежей произведено в рамках пункта 3 статьи 279 Кодекса.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически сводятся к переоценке доказательств и были предметом рассмотрения суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы заявителя жалобы о незаконном применении судом Конвенции ООН "Об условиях регистрации судов" от 07.02.86, не вступившей в законную силу, по существу не привело к принятию неправильного решения.
Нормы материального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.10.06 по делу N А32-18597/2006-45/287 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 февраля 2007 г. N Ф08-441/07-198А "Для полного освобождения от уплаты таможенных платежей при временном ввозе транспортных средств на территорию РФ, в том числе, необходимо, чтобы транспортное средство было зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело