Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к СПК "Красный Маныч" (далее - кооператив) о признании права собственности на следующие земельные участки: кадастровый номер 26:09: 12 04 02:0001 площадью 96,4 га, кадастровый номер 26:09: 12 04 02:0002 площадью 98,4 га, кадастровый номер 26:09:12 04 03:0004 площадью 74,3 га, кадастровый номер 26:09:12 04 03:0005 площадью 21,2 га, кадастровый номер 26:09:12 04 04:0001 площадью 281,9 га, кадастровый номер 26:09:12 04 04:0002 площадью 226,2 га, кадастровый номер 26:09:12 04 04:0003 площадью 230,1 га, кадастровый номер 26:09: 12 04 05:0003 площадью 236,1 га, кадастровый номер 26:09:120405:0004 площадью64,4 га, кадастровый номер 26:09: 12 04 07:0001 площадью 6,1 га, кадастровый номер 26:09: 12 04 07:0002 площадью 51,8 га, кадастровый номер 26:09:12 04 08:0001 площадью 18,7 га, кадастровый номер 26:09:12 04 08:002 площадью 20,6 га, кадастровый номер 26:09:12 04 08:0003 площадью 4,1 га, кадастровый номер 26:09:12 04 08:0004 площадью 21,7 га, кадастровый номер 26:09:12 04 08:0005 площадью 12,5 га, кадастровый номер 26:09:12 13 09:0001 площадью 24,1 га, кадастровый номер 26:09: 12 13 09:0002 площадью 53,4 га, кадастровый номер 26:09:12 13 09:0003 площадью 13,2 га, кадастровый номер 26:09:12 13 09:0004 площадью 3,8 га, кадастровый номер 26:09:12 13 09:0005 площадью 33 га, кадастровый номер 26:09:12 13 09:0006 площадью 44,2 га, кадастровый номер 26:09:12 13 10:0001 площадью 353,3 га, составляющее единое землепользование с кадастровым номером 26:09:0:0186 общей площадью 1 989,5 га.
В обоснование исковых требований истец ссылается на пункт 5 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Ставропольского края, ОАО "СтавропольНИИгипрозем", Управление Федерального агентства кадастров объектов недвижимости по Ставропольскому краю, Золотарева Т.И (физическое лицо).
Решением от 26.10.06 в иске отказано. Суд указал, что истец выполнил все предусмотренные законом мероприятия по выделению земельного участка в счет невостребованных земельных долей. При реализации положений пункта 5 статьи 13 Закона спор возникает между уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и собственниками невостребованных земельных долей, которые являются надлежащими ответчиками в рамках заявленного иска. Поскольку кооператив является ненадлежащим ответчиком по заявленному иску, исковые требования не подлежат удовлетворению.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение от 26.10.06, исковые требования удовлетворить. Заявитель ссылается на то, что обязательность прекращения права прежнего обладателя земельного участка предусматривала только предыдущая редакция статьи 13 Закона. Министерство сельского хозяйства Ставропольского края осуществило все необходимые процедуры, связанные с инвентаризацией и выявлением неиспользуемых долей. Кооператив назван ответчиком по делу, поскольку в его границах работникам этого хозяйства земля предоставлялась в общую долевую собственность, невостребованные земельные доли также расположены в границах кооператива. Истец предъявил иск в порядке статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в защиту публичных интересов, нарушение которых состоит в неиспользовании собственниками - гражданами долей в праве на земельный участок.
В отзыве на кассационную жалобу министерство сельского хозяйства Ставропольского края просит кассационную жалобу удовлетворить, указывая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, министерство в порядке пункта 5 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности на земельные участки, сформированные за счет невостребованных земельных долей. В обоснование исковых требований министерство ссылается на следующие обстоятельства.
В силу пункта 5 статьи 13 Закона (в редакции Федерального закона от 18.07.05 N 87-ФЗ) земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости. Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования. Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. Если собственники невостребованных земельных долей, в счет выделения которых должен быть образован земельный участок, в течение девяноста дней со дня опубликования указанного сообщения не заявят о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, устанавливаются границы этого земельного участка. Субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот земельный участок. В соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 26.05.03 N 91-п "О порядке проведения инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения на территории Ставропольского края" органами государственной власти проведена инвентаризация земель на территории Туркменского района Ставропольского края, в результате которой обособлены в натуре следующие земельные участки с кадастровыми номерами: 26:09: 12 04 02:0001; 26:09: 12 04 02:0002; 26:09:12 04 03:0004; 26:09:12 04 03:0005; 26:09:12 04 04:0001; 26:09:12 04 04:0002; 26:09:12 04 04:0003; 26:09: 12 04 05:0003; 26:09: 12 04 05:0004; 026:09: 12 04 07:0001; 26:09: 12 04 07:0002; 26:09:12 04 08:0001, 26:09:12 04 08:002; 26:09:12 04 08:0003; 26:09:12 04 08:0004; 26:09:12 04 08:0005; 26:09:12 13 09:0001; 26:09: 12 13 09:0002; 26:09:12 13 09:0003; 26:09:12 13 09:0004; 26:09:12 13 09:0005; 26:09:12 13 09:0006; 26:09:12 13 10:0001; составляющие единое землепользование с кадастровым номером 26:09:0:0186, общей площадью 1 989,5 га. Результаты инвентаризации земель на территории Туркменского района утверждены постановлением главы Туркменской районной государственной администрации от 20.01.04 N 9.
На основании распоряжения Правительства Ставропольского края от 27.09.04 N 406-рп "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Закона Ставропольского края "Об упорядочении отношений по использованию земельных долей на территории Ставропольского края"" Министерство сельского хозяйства Ставропольского края опубликовало сообщение в газете "Рассвет" от 17.11.04 о намерении выделить земельные участки, сформированные из невостребованных земельных долей в три массива (N 1, 2, 3), общей площадью 1007,4 га, и указало их предполагаемое месторасположение.
Согласно письму Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 26.01.06 N 02-21/108 собственники невостребованных земельных долей в течение 90 дней не заявили о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности, в связи с чем произведено межевание спорных земельных участков и их постановка на кадастровый учет.
В соответствии с приказом от 31.12.04 N 281/35/479 министерство обратилось в арбитражный суд с иском о признании право собственности на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей.
Суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 15 Закона земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу указанного Закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании приведенных норм суд пришел к правильному выводу о том, что собственники земельных долей являются владельцами долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (статья 244 Гражданского кодекса Российской Федерации). При выделении в натуре земельных участков, сформированных за счет невостребованных земельных долей, собственники таких долей перестают быть участниками общей долевой собственности на земельный участок в прежних границах (границах реорганизованного колхоза (совхоза), из земель которого в процессе реорганизации сельхозпредприятий выделялись земельные доли), однако право собственности на долю не прекращается.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Признание права собственности Ставропольского края на спорные земельные участки влечет прекращение права собственности у собственников земельных долей. Поэтому ответчиками по иску о признании права собственности на земельные участки, образованные за счет невостребованных земельных долей, должны выступать собственники данных долей (либо их наследники), так как исковые требования прямо затрагивают их права и обязанности. Субъектом нарушения публичного интереса в связи с неиспользованием сельскохозяйственных земель являются собственники невостребованных земельных долей.
В определениях от 31.05.06 и 19.09.06 суд предлагал истцу уточнить надлежащего ответчика по делу, указать, какими действиями кооператива нарушены законные интересы истца. Из протокола судебного заседания от 26.09.06 следует, что министерство считает надлежащим ответчиком кооператив. Истец не согласился на замену ненадлежащего ответчика либо на привлечение надлежащих ответчиков в качестве вторых ответчиков. При изложенных обстоятельствах суд правомерно рассмотрел дело по предъявленному иску (часть 5 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Установив, что кооператив является ненадлежащим ответчиком по делу, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Нормы права при разрешении спора суд применил правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Основания для отмены или изменения обжалуемого решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.10.06 по делу N А63-7003/06-С2 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 февраля 2007 г. N Ф08-123/07 "Истец не согласился на замену ненадлежащего ответчика либо на привлечение надлежащих ответчиков в качестве вторых ответчиков. При изложенных обстоятельствах суд правомерно рассмотрел дело по предъявленному иску (часть 5 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Установив, что кооператив является ненадлежащим ответчиком по делу, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело