ОАО "Масложиркомбинат "Краснодарский"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным бездействия налоговой инспекции, выраженного в несписании 19 692 тыс. рублей кредиторской задолженности по пени по налогу на пользователей автомобильных дорог и обязании налоговой инспекции произвести списание 19 692 тыс. рублей кредиторской задолженности по пени по налогу на пользователей автомобильных дорог (с учетом уточнения требования).
Решением от 12.10.06 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что постановление главы администрации Краснодарского края от 19.04.05 N 332 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края" не содержит указания на то, что оно применяется к отношениям, возникшим до его принятия, или что решения, вынесенные на основании нормативных актов, признанных утратившими силу, подлежат отмене. Поэтому применяются положения постановления главы администрации Краснодарского края от 28.03.02 N 341, предусматривающие возможность частичного или полного списания задолженности по начисленным пеня и штрафам в случае досрочного погашения задолженности по налогам и сборам.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить. Заинтересованное лицо указывает, что суд неверно указал на то, что налог на пользователей является федеральным налогом. Досрочное погашение задолженности по налогу является правом общества и не обязывает налоговую инспекцию списывать задолженность. Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными ко взысканию и списывать соответствующие суммы. Суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, поскольку он наделен полномочиями по принятию решения о списании кредиторской задолженности. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 19.04.05 N 332 признано утратившим силу постановление главы администрации Краснодарского края от 28.03.02 N 341.
В отзыве на жалобу общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.03.02 N 341 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом" (далее - постановление N 341) вынесла решение от 21.05.02 N 75, которым предоставила обществу право на реструктуризацию кредиторской задолженности перед краевым бюджетом на сумму 2 824 900 рублей недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог и 19 692 тыс. рублей пени по налогу на пользователей автомобильных дорог с условием ежеквартальной уплатой текущих платежей и погашением задолженности согласно утвержденному графику.
Общество в 2002 - 2004 годах досрочно погасило 2 824 900 рублей недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог.
9 августа 2006 года общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о списании кредиторской задолженности по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 19 692 тыс. рублей.
Отказ налоговой инспекции в списании кредиторской задолженности послужил основанием для обращения в арбитражный суд.
Во исполнение статьи 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" Правительство Российской Федерации приняло постановление от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Порядок). Данным постановлением исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом утвержденного Порядка.
28 марта 2002 года главой администрации Краснодарского края на основании указанного постановления Правительства Российской Федерации принято постановление N 341 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом".
Данным постановлением право принятия решения о реструктуризации предоставлено территориальным налоговым органам по месту регистрации юридических лиц. Кроме того, Порядком проведения реструктуризации задолженности юридических лиц перед краевым бюджетом установлено, что задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным графиком.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 19.04.05 N 332 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края" признано утратившим силу постановление главы администрации Краснодарского края от 28.03.02 N 341.
Согласно пункту 1 статьи 52 Закона Краснодарского края от 06.06.95 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" нормативному правовому акту края может быть придана обратная сила соответствующим правотворческим органом.
Пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Следовательно, для распространения нормативного правового акта на отношения, возникшие до его принятия, необходимо специальное указание на это в самом нормативном правовом акте при условии, что принимаемый акт не устанавливает новые обязанности или иным образом не ухудшает положение налогоплательщиков.
Постановление главы администрации Краснодарского края от 19.04.05 N 332 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края" не содержит указания на то, что оно применяется к отношениям, возникшим до его принятия, или что решения, вынесенные на основании нормативных актов, признанных утратившими силу, подлежат отмене.
Постановление главы администрации Краснодарского края от 19.04.05 N 332 "О признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации Краснодарского края" вступило в силу со дня его официального опубликования (пункт 3 постановления), 26.04.05, то есть после предоставления налогоплательщику права на реструктуризацию задолженности.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что действие постановления от 19.04.05 N 332 не может распространяться на отношения, возникшие до его принятия.
Кроме того, учитывая, что налогоплательщик погасил задолженность по налогу на пользователей автодорог досрочно, что подтверждается платежными поручениями, у налоговой инспекции на основании пункта 5 Порядка, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.03.02 N 341, появилась обязанность произвести полное списание задолженности общества по пеням по налогу на пользователей автодорог в сумме 19 692 тыс. рублей.
Довод налоговой инспекции о необоснованности отказа в удовлетворении ходатайства о привлечении Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, поскольку он наделен полномочиями по принятию решения о списании кредиторской задолженности, подлежит отклонению ввиду следующего.
Приказом от 30 апреля 2002 года N БГ-3-29/235 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам утвердило Правила списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002. Для списания соответствующей суммы задолженности по пеням и штрафам при соблюдении установленных условий ее списания налогоплательщик должен подать заявление в налоговый орган по месту нахождения организации. Решение о списании задолженности по пеням и штрафам принимается руководителем налогового органа. Списание задолженности оформляется соответствующей записью в лицевом счете.
С учетом изложенного суд обоснованно удовлетворил требования общества. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.06 по делу N А32-20589/2006-4/247 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 февраля 2007 г. N Ф08-451/07-206А "Пункт 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ предусматривает, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело