Фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к администрации Яшкульского районного муниципального образования (далее - администрации муниципального образования) о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за период с 01.01.01 по 01.01.04 в сумме 11 464,1 тыс. рублей, из которых пени составляют 1,073 тыс. рублей (уточненные требования).
Решением от 27.01.05 с администрации муниципального образования в пользу фонда взыскано 6 634 275 рублей задолженности по страховым взносам и 560 400 рублей пени. В удовлетворении остальной части первоначального иска отказано. Решение суда мотивировано тем, что уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется органами исполнительной власти и местной администрацией согласно статье 17 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" и статье 19 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
Постановлением апелляционной инстанции от 04.05.05 решение от 20.01.05 в части отказа в удовлетворении требований фонда в сумме 4 269 425 рублей отменено. С администрации в пользу фонда взыскано 3 252 625 рублей страховые взносы и 512 тыс. рублей пени.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.08.05 состоявшиеся по делу судебные акты отменены с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Решением от 23.12.05, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.02.06, суд частично удовлетворил заявление фонда, взыскал с администрации муниципального образования в пользу фонда 4 398 546 рублей задолженности по страховым взносам и 701 300 рублей пени. В удовлетворении остальной части заявления фонда отказано.
Решение мотивировано тем, что взыскиваемая сумма задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за май - декабрь 2003 г. образовалась за счет разницы между запланированными в местном бюджете расходами на обязательное медицинское страхование неработающего населения, и фактически перечисленными фонду суммами.
Администрация муниципального образования обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение от 23.12.05 и постановление апелляционной инстанции от 17.02.06 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления фонда. Администрация муниципального образования ссылается на то, что суд принял решение о взыскании с администрации муниципального образования расходов по финансированию территориальных государственных программ, утвержденных подзаконными нормативными актами субъектов Российской Федерации, т.е. по деятельности, исключенной из ее полномочий, после окончания соответствующих финансовых периодов, с истечением которых прекращены лимиты бюджетных средств. Дотации, перечисленные в 2002 - 2003 гг. из республиканского бюджета в доход бюджета муниципального образования, не могут быть увязаны с исполнением обязательств страхователя или возмещением расходов страхователя по страховым платежам на обязательное страхование неработающего населения. Первоначально расходы на взносы на неработающее население утверждены в бюджете муниципального образования по инициативе представителя Президента Республики Калмыкия в Яшкульском районе, при этом нарушен принцип самостоятельности бюджетов. После начала функционирования администрации муниципального образования произведен перерасчет страховых взносов исходя из численности неработающего населения, которые с учетом переплаты 3 800 тыс. рублей за 2002 г. составили 6 265,8 тыс. рублей. Федеральное законодательство не содержит минимальный размер страховой суммы и порядок ее определения, размер, порядок и структуру страхового тарифа. Администрация муниципального образования с мая 2003 г. перечислила в бюджет фонда страховые платежи в пределах возможностей своего бюджета.
Фонд не представил отзыв на кассационную жалобу. В судебном заседании представитель администрации муниципального образования поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления. Изучив материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат частичной отмене по следующим основаниям. По мнению фонда, администрация муниципального образования за период с 01.01.01 по 01.01.04 обязана перечислить 11 463,027 тыс. рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2001 - 2003 гг., которые предъявлены ко взысканию с администрации муниципального образования вместе с суммой начисленной на них пени (1,073 тыс. рублей).
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о страховании) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования.
Из положений статьи 2, части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, вытекает, что защита права на охрану здоровья и медицинскую помощь является обязанностью не только органов государственной власти на уровне Российской Федерации и ее субъектов, но и органов местного самоуправления.
В порядке реализации этого конституционного требования Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в том числе содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения (статьи 1 и 6).
Таким образом, органы местного самоуправления не освобождаются от обязанности принимать участие в обеспечении охраны здоровья населения муниципального образования, в том числе путем уплаты соответствующих страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования за неработающее население.
При рассмотрении спора суд правомерно руководствовался Законом о страховании и статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах, в соответствии с которыми уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляется органами исполнительной власти и местной администрацией за счет средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.
Решением Собрания депутатов Яшкульского районного муниципального образования от 17.04.03 N 24 утверждена структура администрации муниципального образования. 30.04.03 администрация муниципального образования внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство серии 08 N 000119794).
До указанного момента на территории Яшкульского района действовала администрация Представителя Президента Республики Калмыкия в Яшкульском районе. Статьей 1 Закона Республики Калмыкия от 07.05.93 "Об органах исполнительной власти в районах и городе Элисте", отмененного лишь Законом Республики Калмыкия от 24.12.02 N 251-II-З "О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Республики Калмыкия", установлено, что представители Президента в районах являются органом исполнительной власти и самостоятельными юридическими лицами.
Избранное в 2001 г. Собрание депутатов Яшкульского районного муниципального образования не утвердило структуру и штаты исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - администрации муниципального образования, а ограничилось только тем, что избрало его главой Представителя Президента Республики Калмыкия в Яшкульском районе, который являлся главным распорядителем бюджетных средств Яшкульского района (справка Финансового отдела Яшкульского района от 09.03.05).
В качестве плательщика страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения по Яшкульскому району 15.07.99 зарегистрирована администрация Представителя Президента Республики Калмыкия в Яшкульском районе, регистрационный номер 4248. По договору обязательного медицинского страхования неработающих граждан от 15.07.99 N 9, заключенному между фондом и администрацией Представителя Президента, последняя уплачивает страховые взносы в Яшкульском районе.
В соответствии с Указом Президента Республики Калмыкия от 21.04.98 N 75 представители Президента Республики Калмыкия в районах и г. Элисте являются юридическими лицами, обязаны включать в расходную часть соответствующих бюджетов финансирование платежей на обязательное медицинское страхование за неработающее население и перечислять денежные средства на расчетный центр Республиканского ОМС в ГРКЦ Нацбанка Республики Калмыкия (пункт 3).
Страхователями при обязательном медицинском страховании являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - для неработающего населения (статья 2 Закона о страховании, пункт 2.2 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 03.10.03 N 3856/30-3/и). Взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в ТФОМС уплачиваются органами исполнительной власти за счет средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах.
Распоряжением Президента Республики Калмыкия от 11.02.03 N 40-рп упразднены администрации Представителей Президента Республики Калмыкия в районах Республики Калмыкия, в том числе в Яшкульском районе. Администрация Представителей Президента Республики Калмыкия в Яшкульском районе 17.10.03 снята с налогового учета в связи с ликвидацией.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Исходя из этого судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что администрация муниципального образования не может отвечать по долгам по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения Представителя Президента Республики Калмыкия в Яшкульском районе, являвшегося самостоятельным юридическим лицом, поэтому обоснованно отказали во взыскании начисленных страховых взносов за 2001 - 2002 гг.
Взыскивая разницу между запланированными в местном бюджете расходами на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2003 г., и фактически перечисленными фонду суммами, судебные инстанции не учли следующее. На основании постановления Правительства Республики Калмыкия от 02.06.03 N 147 "О централизации поступлений страховых взносов на неработающее население в Фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия" при обязательном медицинском страховании страхователем неработающего населения является Правительство Республики Калмыкия (пункт 1). На министерство финансов республики возложено централизованное перечисление ФОМС РФ страховых платежей на неработающее население (пункт 2).
В материалы дела представлена справка фонда о задолженности Администрации Представителя Президента по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, согласно которой недоимка по страховым взносам за период за период с 1 января 2001 года по 1 января 2004 года составила 11 132 100 рублей и пеня - 1 158 800 рублей.
Судебные инстанции не приняли во внимание изложенное и с учетом этого не выяснили, кто являлся страхователем неработающего населения в Яшкульском районе в 2003 г. Кроме того, суд не учел, что согласно статье 17 Закона о страховании платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют исполнительные органы субъектов Российской Федерации, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 08.04.03 N 131-О изложил правовую позицию по применению статьи 17 Закона о страховании и указал, что осуществление органами местного самоуправления платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения, предусмотренное статьей 17 названного Закона, по смыслу статей 12 и 132 Конституции Российской Федерации, как не относящиеся к самостоятельным полномочиям местного самоуправления, обеспечивается в порядке реализации отдельных государственных полномочий, т.е. с передачей органами государственной власти необходимых для их осуществления финансовых средств.
Согласно Федеральному закону от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" к средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся в том числе дотации и субвенции местным бюджетам, а также средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований (статья 9); перечисление средств в местные бюджеты из созданного в бюджете субъекта Российской Федерации фонда финансовой поддержки муниципальных образований, средства которого формируются за счет отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, производится ежемесячно всем муниципальным образованиям, имеющим право на финансовую помощь (статья 10), а расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Судебные инстанции, сославшись на то, что Закон Республики Калмыкия от 25.04.03 N 314-11-3 "О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования на 2003 г." и Решение Собрания депутатов Яшкульского районного муниципального образования от 19.03.03 N 21 "О бюджете Яшкульского района на 2003 г." предусматривали расходы на цели обязательного медицинского страхования на неработающее население, не исследовали вопрос о включении этих расходов в местный бюджет администрации.
В жалобе указывается, что в соответствии с действующим законодательством, объем страховых взносов на неработающее население ограничивается пределами средств, предусмотренных в местном бюджете. Первоначально расходы на взносы на неработающее население утверждены в бюджете муниципального образования по инициативе представителя Президента Республики Калмыкия в Яшкульском районе, при этом нарушен принцип самостоятельности бюджетов. После начала функционирования администрации муниципального образования произведен перерасчет страховых взносов исходя из численности неработающего населения, которые с учетом переплаты 3 800 тыс. рублей за 2002 г. составили 6 265,8 тыс. рублей. Федеральное законодательство не содержит минимальный размер страховой суммы и порядок ее определения, размер, порядок и структуру страхового тарифа. Администрация муниципального образования с мая 2003 г. перечислила в бюджет фонда страховые платежи в пределах возможностей своего бюджета.
Суд надлежащим образом не исследовал и не оценивал вышеуказанные обстоятельства и доводы, не проверил доводы администрации муниципального образования о том, что методика, которую фонд применил при расчете задолженности по страховым взносам исходя из численности всего населения района, не основана на законе.
Требует дополнительной проверки вывод суда о том, что в бюджете Яшкульского района имелись средства для внесения платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2003 г. за счет дотаций в сумме 12 100 тыс. рублей. Судебные инстанции не выяснили, выделялись ли средства на указанные цели из республиканского бюджета в размере, предусмотренном в районном бюджете, осуществляла ли администрация Представителя Президента Республики Калмыкия в Яшкульском районе платежи по страховым взносам в 2003 г., обращался ли фонд с требованием о взыскании задолженности к ликвидационной комиссии аппарата Представителя Президента Республики Калмыкия в Яшкульском районе.
На основании абзаца 6 пункта 5 данного Положения о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. 24.03.2001)), (далее - Положение) органы исполнительной власти перечисляют страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения муниципального образования ежемесячно в размере 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации, не позднее 25-го числа текущего месяца.
Взыскивая пени, судебные инстанции не учли, что пункт 7 Положения не предусматривает ответственность органов местного самоуправления в виде уплаты пеней за недоимки по взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Как следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.01 N 624 "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года", а также пунктов 7 и 11 Положения, органы местного самоуправления, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков.
Согласно пункту 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты органами исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней в размере 0,1 процента с суммы недоимки.
Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства. Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
С учетом изложенного судебные акты в части взыскания с администрации муниципального образования страховых взносов и пени подлежат отмене, поскольку судебные инстанции допустили нарушение норм процессуального права, и их выводы в названной части о применении нормы права не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судом первой (апелляционной) инстанции. В силу части 1 статьи 286 Кодекса полномочия суда кассационной инстанции заключаются в проверке законности обжалуемых судебных актов и правильности применения судом первой (апелляционной) инстанций норм материального и процессуального права, поэтому дело следует направить на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо с учетом настоящего постановления и норм действующего законодательства исследовать фактические обстоятельства дела и оценить имеющиеся доказательства по спору, проверить обоснованность требований фонда и возражений администрации муниципального образования.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 23.12.05 и постановление апелляционной инстанции от 17.02.06 Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-1744/04/12-158/Ар19 отменить в части взыскания с администрации Яшкульского районного муниципального образования 4 398 546 рублей задолженности по страховым взносам и 701 300 рублей пени, дело в отмененной части передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2006 г. N Ф08-2068/06-868А "Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства. Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса РФ на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело