Прокурор Краснодарского края (далее - прокурор) в интересах Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - управление) обратился с иском о признании недействительным (ничтожным) заключенного Комитетом по управлению муниципальным имуществом города-курорта Анапа (далее - комитет) и обществом с ограниченной ответственностью "Ремар" (далее - общество) договора от 02.06.05 N 3700001993 аренды земельного участка с кадастровым номер 23:37:0102:001:0073, расположенного в городе - курорте Анапа по ул. Кирова 84/ул. Ленина, 9, а также дополнительного соглашения к нему от 15.07.05.
Решением от 26.12.05 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.04.06 решение от 26.12.05 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Определением суда от 22.06.06 дело N А32-51673/2005-23/1455 по иску управления к администрации города - курорта Анапа (далее - администрация), комитету и обществу о признании постановления главы города - курорта Анапа от 30.05.05 N 1606 и договора аренды земельного участка от 02.06.05 N 3700001993 недействительными объедено с настоящим делом с присвоением номера А32-49946/05-22/1202-2006-16/1.
Решением от 22.09.06 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе прокурор просит решение от 22.09.06 отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению заявителя, спорный земельный участок находится в пределах особо охраняемой территории федерального значения, поэтому относится к федеральному уровню собственности. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации управление федеральной государственной собственностью находится в исключительном ведении Российской Федерации, поэтому органы местного самоуправления города - курорта Анапа превысили свои полномочия.
Управление поддержало доводы, изложенные в жалобе прокурора.
Комитет, администрация, общество, а также третьи лица - Кубанское управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Наследие Кубани" возражают против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представители прокурора и управления пояснили, что считают обжалуемые постановление администрации и договор аренды земельного участка не соответствующими закону только в связи с тем, что полномочия по распоряжению земельными участками на территории города-курорта Анапа в пределах санитарных зон принадлежат управлению, а не администрации города.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, комитет и общество на основании постановления главы города-курорта Анапа от 30.05.05 N 1606 заключили договор от 02.06.05 N 3700001993 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:37:0102 001:0073, расположенного в городе-курорте Анапа по ул. Кирова, 84/ ул. Ленина, 9, и дополнительное соглашение к нему от 15.07.05.
Участок предоставлен арендатору для проектирования и строительства двухсекционного 16-этажного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями социально-бытового характера.
Прокурор и управление обратились в арбитражный суд с иском к администрации, комитету и обществу о признании недействительными постановления главы города-курорта Анапа от 30.05.05 N 1606 и договора от 02.06.05 аренды земельного участка в целях восстановления права управления на распоряжение земельным участком.
Указом Президента Российской Федерации от 22.09.92 N 1954 "О федеральном курортном регионе Анапа" району курорта Анапа в границах округа санитарной охраны, определенного Постановлением Совмина РСФСР от 30.01.85 N 45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае", придан статус федерального курортного региона. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.96 N 591-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно которому территория города-курорта Анапы, городов Геленджика и Сочи и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны этих городов отнесены к ведомственной принадлежности администрации Краснодарского края.
Указанными выше нормативными актами предусмотрена необходимость разграничения прав собственности на расположенные на указанных территориях объекты; определения федеральных органов, правомочных совместно с администрациями субъектов осуществлять соответствующие функции управления в отношении природных объектов, не ограничены полномочия муниципальных органов, предусмотренные законами.
Федеральная собственность на земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемой территории федерального значения - в границах санитарной (горно-санитарной) охраны курорта федерального значения не исключает наличие в указанных зонах земельных участков, находящихся в собственности субъектов Федерации и соответствующих муниципальных образований.
Как установлено из материалов дела, до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на основании постановления главы города-курорта Анапа от 28.05 98 N 593 сформирован земельный участок площадью 0,74 га для строительства муниципальных объектов недвижимости. На земельном участке размещены: больница, медучилище, подсобные строения. Муниципальному учреждению выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В силу статьи 70 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.91 N 1103-1 все земли в пределах поселений находились в ведении городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, полномочия которых, предусмотренные Кодексом, осуществляли соответствующие местные администрации ( Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2287). Порядок зонирования земель поселений и их использования определялся статьями 78, 89 - 93 названного Кодекса, при этом строительство в зонах с особым режим землепользования разрешалось по решению соответствующей местной администрации.
Согласно Федеральному закону "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.07.01 N 101-ФЗ (действовавшему до 01.07.06) и действующему Федеральному закону от 17.04.06 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 25.10.01 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"" ( статья 3.1) критериями отнесения земельных участков к муниципальной собственности (в том числе на территории поселений) указано наличие на земельных участках находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований зданий, строений, сооружений; принадлежность их к земельным участкам, предоставленным органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
В силу пункта 9 статьи 3 Закона признаются действительными удостоверяющие право на землю государственные акты и другие документы, выданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в границах санитарных зон у землепользователей не изымаются, а их использование ограничивается в соответствии с законодательством.
Выделенный для проектирования и строительства участок расположен в черте поселения - города-курорта Анапа, на нем располагаются объекты муниципальной собственности, предоставлен он в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному учреждению.
Администрация (муниципальный собственник земельного участка), городская больница (землепользователь) и общество 19.09.04 заключили договор, согласно которому общество обязалось за свой счет произвести на земельном участке снос здания медучилища, построить новое; снести ветхие жилые строения на смежном участке и расселить жильцов, а администрация, с согласия землепользователя, обязалась выделить обществу часть освобожденного муниципального участка площадью 0.47 га для строительства жилого дома.
Постановлением главы администрации от 24.09.04 N 1200, решением экспертного межведомственного инвестиционного совета администрации от 09.06.04 N 17, актом выбора земельного участка для строительства согласовано предварительное размещение места строительства объекта в порядке, предусмотренном статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации. Полномочия администрации на распоряжение земельными участками, на которых расположены принадлежащие муниципальному образованию объекты недвижимости, установлены статьями 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 68, 71, 72 Закона Российской Федерации от 06.07.91 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", статьей 35 Закона Краснодарского края от 05.11.02 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
В целях обеспечения требований Федерального закона от 25.06.02 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" общество и ГУП "Наследие Кубани" заключили договор на охранно-спасательные археологические исследования, выполняемые совместно с Институтом археологии РАН. После за свершения указанных работ основания для отнесения земельного участка к землям историко-культурного назначения не установлены. Данные выводы суда подтверждены заключениями Кубанского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Наследие Кубани".
Как установлено судами и не оспаривается участвующими в деле лицами, общество выполнило свои обязательства по сносу на земельном участке здания медицинского училища и возведению своими средствами нового объекта, профинансировало охранно-спасательные археологические исследования на земельном участке, сохраняет за собой предусмотренную договором от 19.08.04 обязанность после завершения строительства жилого дома осуществить снос ветхих жилых строений на смежном участке и осуществить расселение жильцов.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении требований, заявленных прокурором и управлением.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.09.06 по делу А32-49946/2005-22/1202-2006-16/10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 февраля 2007 г. N Ф08-6618/06 "Федеральная собственность на земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемой территории федерального значения - в границах санитарной (горно-санитарной) охраны курорта федерального значения не исключает наличие в указанных зонах земельных участков, находящихся в собственности субъектов Федерации и соответствующих муниципальных образований"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело