Крестьянское (фермерское) хозяйство "Щеблыкино" (далее - КФХ "Щеблыкино") обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) и государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кавказском районе" (далее - управление) об обязании возвратить 31 774 рубля, ошибочно перечисленных по платежному поручению от 20.03.06 N 13 как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Решением от 26.10.06 суд обязал налоговую инспекцию возвратить КФХ "Щеблыкино" спорную сумму ошибочно уплаченных платежей, перечислить ее на расчетный счет заявителя. Суд исходил из того, что материалами дела подтверждается факт излишней уплаты заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, полномочия на проведение возврата излишне уплаченных сумм налогов возложены на налоговые органы. В удовлетворении заявленных требований ко второму заинтересованному лицу (управлению) отказано.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение от 26.10.06, в которой просит указанный судебный акт отменить. Заявитель жалобы указывает, что из содержания Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей социально-правовой природе не являются налоговыми платежами, что исключает применение к спорным правоотношениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Действия налоговой инспекции, выразившиеся в отказе произвести возврат сумм, ошибочно уплаченных как страховые взносы, являются законными.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, КФХ "Щеблыкино", являясь плательщиком единого сельскохозяйственного налога, по платежному поручению от 20.03.06 N 13 перечислило в Управление Федерального Казначейства по Краснодарскому краю данный налог в сумме 31 774 рубля, ошибочно указав код бюджетной классификации 18210202010061000160 - "страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии". Указанная сумма зачислена как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
КФХ "Щеблыкино" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 21.04.06, в котором просило ошибочно уплаченные платежи в сумме 31 774 рубля перечислить на расчетный счет крестьянского хозяйства. Письмом от 24.05.06 N 452 налоговая инспекция сообщила, что правовые основания для возврата страховых взносов в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют, так как страховые взносы не являются налоговыми платежами.
Не согласившись с отказом налоговой инспекции, КФХ "Щеблыкино" обратилось в арбитражный суд.
Признавая незаконным отказ налоговой инспекции, суд исходил из того, что возврат ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в данном случае должен осуществляться налоговыми органами, являющимися администраторами поступлений страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, и на которые статьей 25 Закона N 167-ФЗ возложен контроль за уплатой названных страховых взносов.
Выводы суда соответствуют нормам материального права.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом. Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ к компетенции налоговых органов относится осуществление контроля за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Поскольку данный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 7 статьи 78 Кодекса (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Согласно пункту 9 этой статьи возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Правила, установленные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды (пункт 13 статьи 78 Кодекса). При этом данная норма не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.02 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, вывод суда о том, что возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, является правильным.
Приказом Минфина России от 16.12.04 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), пунктом 18 которого предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.04 N 174-ФЗ)), администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод, что налоговая инспекция обязана произвести возврат ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Факт излишней уплаты КФХ "Щеблыкино" страховых взносов в сумме 31 774 рубля установлен судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.
С учетом изложенного суд правомерно удовлетворил требование заявителя об обязании налогового органа возвратить ошибочно уплаченную сумму. Учитывая, что такой возврат должен осуществляться налоговым органом, в удовлетворении заявленных требований в отношении управления отказано правильно.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.06 по делу N А32-22331/2006-34/358 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2007 г. N Ф08-449/07-200А "Налоговая инспекция обязана произвести возврат ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело