ООО "Ставропольрегионгаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Министерству финансов Ставропольского края (далее - Минфин края), Управлению федерального казначейства по Ставропольскому краю (далее - УФК), Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения Кочубеевской районной государственной администрации г. Михайловска (далее - управление) о взыскании 20 284 рублей 93 копеек выпадающих доходов в связи с предоставлением в 2004 г. льгот по оплате за природный газ гражданам в соответствии с Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее - Закон).
Решением от 26.10.06 (с учетом определения от 20.11.06 об исправлении опечаток), оставленным без изменений постановлением апелляционной инстанции от 12.01.07, истребуемая сумма взыскана с Минфина России за счет казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано. При рассмотрении дела суд установил, что средства, выделенные из федерального бюджета бюджету Ставропольского края на реализацию в 2004 г. Закона, в полном объеме использованы по целевому назначению. Выделенных средств не хватило на возмещение расходов общества по предоставлению населению льгот в 2004 г. Поскольку федеральный бюджет не обеспечил в полном объеме финансирование бюджета Ставропольского края для реализации Закона, иск удовлетворен за счет казны России.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить судебные акты. Заявитель указывает, что Правилами предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона предусмотрено финансирование расходов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующим их возмещением из федерального бюджета в пределах ассигнований. В соответствии со статьей 15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" субвенции из федерального бюджета выделяются краевому бюджету на возмещение фактически произведенных расходов. Обязательства федерального бюджета по компенсации фактически произведенных расходов выполнены перед краевым бюджетом в полном объеме. Таким образом, обязанным по уплате спорной суммы является Минфин края.
Общество в отзыве просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 01.01.04 общество и управление заключили договор N 49/10-6/01-0086/04, в соответствии с которым общество обязалось предоставлять гражданам льготы по оплате природного газа в соответствии с Законом, а управление - производить возмещение обществу фактически понесенных затрат, связанных с предоставлением льгот, по мере поступления средств из федерального бюджета на реализацию Закона. Срок действия договора установлен с 01.01.04 по 31.12.04 (л. д. 18, 19).
Во исполнение принятых на себя обязательств истец предоставлял гражданам льготы по оплате за потребленный природный газ. Не получив полного возмещения расходов, понесенных в 2004 г. в связи с бесплатной поставкой газа указанной категории потребителей, общество обратилось с иском о взыскании с ответчиков 20 284 рублей 93 копеек.
Факт предоставления льгот населению Кочубеевского района и размер убытков общества подтверждаются подписанными обществом и управлением актами сверок количества граждан, пользующихся льготами, актами сверок объема предоставленных льгот населению Кочубеевского района за 2004 г., реестрами граждан, пользующихся льготой, копиями удостоверений и справок льготников (приложение 1), справкой о задолженности федерального бюджета, выданной краевой инвентаризационной комиссией на основании постановления Правительства Ставропольского края от 26.05.05 "О проведении инвентаризации задолженности перед организациями, предоставляющими льготы отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством" и распоряжением Минсоцзащиты Ставропольского края от 17.06.05 N 59 (л. д. 31), счетами-фактурами. Указанные обстоятельства, установленные судом, заявитель жалобы не оспаривает.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и проживающие совместно с ними нетрудоспособные члены их семей освобождены от оплаты коммунальных услуг, в том числе газа. В силу статьи 7 Закона расходы, связанные с реализацией настоящего Федерального закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.02 N 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы"" (далее - Правила). Действие данного акта продлено на 2004 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.04 N 80. Указанными Правилами установлено, что расходы, связанные с реализацией Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на соответствующий финансовый год. Предоставление субвенций осуществляет Минфин России на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.
При рассмотрении спора суд установил, что Минфин края обязанности по возмещению затрат в пределах поступающих ассигнований выполнил полностью, поэтому в иске к данному ответчику отказано правомерно. Из помесячных реестров Минфина края на финансирование (распределение средств, поступивших на реализацию Закона), из составленного УФК и Минфином края акта сверки расчетов по межбюджетным отношениям следует, что все денежные средства, поступившие Минфину края в соответствии с уведомлениями УФК, распределены по районам края, в том числе по Кочубеевскому району (л. д. 73 - 81, 87 - 97).
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные документы, суд правомерно сделал вывод о том, что в спорный период Минфин края в полном объеме выполнил обязанность по финансированию расходов, связанных с реализацией Закона, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели. Задолженность образовалась в связи с превышением размера фактических расходов на предоставление льгот над установленными лимитами выделенных Ставропольскому краю средств федерального бюджета.
В силу бюджетного законодательства в связи с принятием федеральных законов возникают расходные обязательства Российской Федерации. Установив, что расходы на реализацию Закона превысили размер предоставленной субъекту Российской Федерации на эти цели финансовой помощи (субвенции), суд правомерно возложил обязанность по компенсации затрат на Российскую Федерацию.
Этот вывод соответствует разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (пункты 17, 18 постановления).
Вместе с тем суд, удовлетворяя иск в полном объеме, не учел следующее. Из имеющихся в деле счетов-фактур видно, что услуги предоставлялись по стоимости, включающей в себя НДС. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Из пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 следует, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законом, не включаются в налоговую базу по НДС. Поэтому кассационная инстанция снижает сумму, подлежащую взысканию с Минфина России, до 17 190 рублей 62 копеек.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Поэтому часть пошлины, приходящаяся на сумму отклоненных требований и подлежащая уплате в бюджет, подлежит взысканию с истца.
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 26.10.06 и постановление апелляционной инстанции от 12.01.07 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-15880/06-С3 изменить. Уменьшить взысканную с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Ставропольрегионгаз" сумму до 17 190 рублей 62 копеек.
Прекратить взыскание в измененной части судебных актов.
Взыскать с ООО "Ставропольрегионгаз" в доход федерального бюджета 428 рублей 74 копейки госпошлины по иску, апелляционной и кассационной жалобам.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 марта 2007 г. N Ф08-1259/07 "Поскольку федеральные органы власти не обеспечили в полном объеме субъект РФ финансовыми средствами на исполнение Закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", суд пришел к обоснованному выводу о необходимости возмещения расходов истца по предоставлению льгот указанной категории населения за счет средств федерального бюджета"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело