Потребительское общество "Коопторг" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Сочи (далее - администрация) в выкупе земельных участков площадью 266 кв. м, кадастровый номер 23:49:02 04 004:0100, расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Горького, 75, и площадью 1 307 кв. м, кадастровый номер 23:49:02 05 016:0022, расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Пластунская, 80б, и понуждении администрации заключить договоры купли-продажи земельных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - управление).
Решением от 21.08.06 с учетом исправительного определения от 19.01.07, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.11.06, в удовлетворении заявления отказано, поскольку земельные участки относятся к землям особо охраняемых природных территорий, приватизация которых не предусмотрена действующим законодательством.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, заявление удовлетворить. По мнению общества, земельные участки не относятся к землям особо охраняемых природных территорий, поскольку являются землями поселений согласно письму Территориального отдела по городу-курорту Сочи Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 09.11.05 N 3476 и кадастровым планам. Иные ограничения для выкупа земельных участков отсутствуют. Смежный земельный участок выкуплен общественной организацией "Объединение предпринимателей г. Сочи". Судебные инстанции не проверили документы, на основании которых земельные участки отнесены ко второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта Сочи.
Отзывы на кассационную жалобу не предоставлены.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель администрации просил судебные акты оставить без изменения, указывая, что испрашиваемые обществом земельные участки относятся к землям особо охраняемых природных территорий, оборот которых ограничен.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, администрация (арендодатель) и потребительское общество (арендатор) заключили договоры от 10.02.2000 N 1706 и 11.04.2000 N 1761 аренды земельных участков площадью 266 кв. м, кадастровый номер 23:49:02 04 004:0100, занимаемого нежилыми помещениями N 1 - 4 площадью 155,1 кв. м первого этажа здания (литера А) и расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Горького, 75, и площадью 1 307 кв. м, кадастровый номер 23:49:02 05 016:0022, занимаемого моторным цехом общей площадью 54,9 кв. м (литера Б) и расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Пластунская, 80б.
Право собственности на находящиеся на спорных земельных участках объекты недвижимости и договоры аренды зарегистрировано в установленном порядке.
Согласно кадастровым планам от 16.03.06 N 49/06-03-1549 и N 49/06-03-1557 земельные участки отнесены к землям поселений и находятся во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта Сочи.
Общество обратилось в администрацию с заявлением о выкупе земельных участков.
Администрация в письме от 12.10.05 N 5244/02-35.10-15399 отказала в удовлетворении заявления, поскольку земельные участки относятся к землям особо охраняемых природных территорий, приватизация которых не предусмотрена действующим законодательством.
Общество, считая, что земельные участки относятся к землям поселений, ограничения не приватизацию которых отсутствуют, в связи с отказом администрации продать земельные участки, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении требований.
Согласно пункту 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом. На основании статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Согласно пункту 2 статьи 27 Кодекса земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В пункте 5 приведенной статьи к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков).
Действующее законодательство не предусматривает порядок предоставления в частную собственность земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий. На основании пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.01 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" на такие земельные участки упомянутый закон не распространяется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.
На основании пункта 4 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 337 от 12.04.93 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения. В соответствии с приведенными Федеральными законами Указом Президента Российской Федерации от 06.07.94 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.96 N 591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" курорт Сочи и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
До введения в действие названных Федеральных законов границы округа санитарной охраны курорта Сочи (границы курорта Сочи) в соответствии с действовавшим в то время порядком утверждены решением Сочинского исполнительного комитета от 06.04.77 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта" и от 02.09.87 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи". В настоящее время постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи отсутствует, поэтому при определении таких границ надлежит руководствоваться указанными решениями Сочинского исполнительного комитета.
Испрашиваемые обществом земельные участки находятся в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта Сочи. Данное обстоятельство подтверждается кадастровыми планами земельных участков от 16.03.06 N 49/06-03-1549 и 49/06-03-1557. Поскольку внешний контур округа горно-санитарной охраны курорта Сочи является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (особо охраняемой природной территории), земельные участки относятся к землям особо охраняемых природных территорий и не подлежат приватизации.
Довод общества со ссылкой на письмо Территориального отдела по городу-курорту Сочи Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 09.11.05 N 3476 и кадастровые планы о том, что земельные участки относятся к землями поселений и, следовательно, не могут быть землями особо охраняемых природных территорий, несостоятелен. Судебные инстанции на основании приведенных нормативных правовых актов и полного и всестороннего исследования и надлежащей оценки доказательств пришли к обоснованному выводу о том, что испрашиваемые обществом земельные участки относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
Довод общества о том, что смежный земельный участок выкуплен общественной организацией "Объединение предпринимателей г. Сочи", не имеет правового значения для рассмотрения спора.
Довод общества о том, что судебные инстанции не проверили документы, на основании которых земельные участки отнесены ко второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта Сочи, не принимается во внимание. Выводы судебных инстанций основаны на кадастровых планах земельных участков от 16.03.06 N 49/06-03-1549 и 49/06-03-1557. Общество не оспаривало отнесение земельных участков ко второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта Сочи и не представило доказательств, опровергающих данное обстоятельство.
Основания для изменения или отмены решения и постановления апелляционной инстанции, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 21.08.06 и постановление апелляционной инстанции от 13.11.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-3338/2006-31/56 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 февраля 2007 г. N Ф08-650/07 "Спорные земельные участки находятся во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта в составе земель особо охраняемых природных территорий и не подлежат приватизации в силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества""
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело