ООО "Таганрогское автотранспортное пассажирское предприятие" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления административной комиссии при администрации г. Таганрога (далее - комиссия) от 15.08.06 N 3358 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 5.6 Областного закона Ростовской области от 25.10.02 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" в виде взыскания 10 тыс. рублей штрафа за нарушение правил размещения наружной рекламы.
Решением от 06.10.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.11.06, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о наличии в действиях предприятия состава правонарушения. Процедура привлечения заявителя к административной ответственности не нарушена.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось предприятие с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 06.10.06, постановление апелляционной инстанции от 27.11.06 и признать незаконным оспариваемое постановление. Заявитель указывает на несогласие с выводом судебных инстанций о том, что спорная вывеска является рекламой, и на несоответствие оспариваемого постановления статье 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (не указано место рассмотрения административного материала).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 04.08.06 инспектором муниципального учреждения "Муниципальная инспекция г. Таганрога" проведена проверка соблюдения предприятием порядка размещения рекламы.
В ходе проверки установлено, что ОАО "Таганрогское автотранспортное пассажирское предприятие" разместило и эксплуатирует рекламную вывеску площадью 1,2 м х 1 м на здании со стороны ул. Железнодорожников без разрешительных документов. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 04.08.06 N 012803. Материалы проверки переданы в административную комиссию при администрации г. Таганрога для рассмотрения.
Постановлением от 15.08.06 N 3358 предприятие привлечено к административной ответственности по пункту 1 статьи 5.6 Областного закона Ростовской области от 25.10.02 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" в виде 10 тыс. рублей штрафа.
Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 108-ФЗ) под рекламой понимается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать интерес к этим лицам, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1"О защите прав потребителей" потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование своей организации, место ее нахождение (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
В Информационном письме от 25.12.98 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что по смыслу статьи 2 Федерального закона N 108-ФЗ под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям. Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что размещение вывески с наименованием юридического лица с торца здания, в котором юридическое лицо оказывает услуги по ремонту автомобилей, не может быть отнесено к сведениям, которые указываются на вывеске и распространение которых для юридического лица является обязательным на основании закона или обычая делового оборота. В данном случае размещение такой конструкции призвано формировать интерес неопределенного круга лиц к этому юридическому лицу, то есть является рекламной информацией. Конструкция с указанием наименования юридического лица и перечислением услуг по ремонту автомобилей, расположенная с торца здания, в котором лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, также имеет признаки рекламы, поскольку направлена на привлечение внимания покупателей к юридическому лицу и к его товарам с целью способствовать их реализации.
Согласно пункту 5.1 Правил размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы в г. Ростове-на-Дону, утвержденных постановлением Мэра города Ростова-на-Дону от 26.05.99 N 1167 (далее - Правила), размещение наружной рекламы на территории города осуществляется при наличии оформленной в установленном порядке разрешительной документации. Самовольная установка объектов наружной рекламы и информации, а также нарушение Правил влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством (пункт 9.1 названных Правил).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5.6 Областного закона Ростовской области от 25.10.02 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" нарушение установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядка размещения, установки и эксплуатации малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства: киосков, павильонов, палаток, сезонных рынков, летних кафе, оград, заборов, газонных ограждений, остановочных транспортных павильонов, телефонных кабин, гаражей, ограждений тротуаров, детских спортивных площадок, рекламных тумб, стендов, щитов для газет, афиш и объявлений, наружной рекламы и иных объектов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Согласно пункту 3.1 Правил объектами наружной рекламы и информации (рекламоносителями) являются любые стенды, щиты, плакаты, панно, экраны, табло, дисплеи, панели, тумбы, вывески, указатели и пр., несущие информацию коммерческого и некоммерческого характера.
В пункте 3.5 названных Правил указано, что к рекламе не относятся, в частности, вывески предприятий, организаций, учреждений и физических лиц, содержащие информацию о профиле и форме организации деятельности, фирменном наименовании, если оно имеется, режиме работы и юридическом адресе (местонахождении их собственника), расположенных в районе входных дверей зданий, помещений, в которых они находятся, размером не более 1 кв. м. В соответствии с постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 30.11.01 N 3169 "О внесении изменений в постановление мэра г. Ростова-на-Дону от 22.01.2000" из указанных Правил исключено указание о том, что размер вывески не может быть более 1 кв.м.
Из материалов дела видно, и это не оспаривается предприятием, что указанная вывеска расположена с торца здания, в котором находится общество.
Таким образом, вывод судебных инстанций о наличии в действиях общества состава правонарушения по части 1 статьи 5.6 Областного закона Ростовской области от 25.10.02 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" основан на правильном толковании норм материального права.
Статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано, в том числе, место рассмотрения дела.
В оспариваемом постановлении отсутствует указание на место рассмотрения дела. Однако указанное нарушение не является существенным и не влечет признание незаконным постановления комиссии о привлечении к административной ответственности.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 06.10.06 и постановление апелляционной инстанции от 27.11.06 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-13386/06-С5-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 марта 2007 г. N Ф08-1016/07-433А "Вывод судебных инстанций о наличии в действиях общества состава правонарушения по части 1 статьи 5.6 Областного закона Ростовской области от 25 октября 2002 г. N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" основан на правильном толковании норм материального права"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело