Общество с ограниченной ответственностью "Ресторан Боспор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 01.08.06 N 00356 Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Анапа (далее - налоговая инспекция) о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за неприменение контрольно-кассовой машины при расчетах с населением.
Решением от 17 октября 2006 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 4 декабря 2006 года, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что в действиях общества имеются признаки противоправного и виновного действия, за которое установлена ответственность, поскольку при оказании услуг общественного питания заявитель применил контрольно-кассовую машину, не включенную в Государственный реестр ККТ для вида деятельности "Отели и рестораны".
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, признать незаконным постановление налоговой инспекции от 01.08.06 N 00356. Заявитель считает, что судом нарушены нормы материального права, в действиях заявителя отсутствуют признаки административного правонарушения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает, что судебные акты, принятые по делу подлежат отмене ввиду следующего.
Налоговая инспекция 27.07.06 провела проверку предпринимательской деятельности общества по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением. В ходе проверки установлено, что общество использует ККМ "Микро-103К", которая не включена в государственный реестр ККТ для вида деятельности "Отели и рестораны", что зафиксировано актом проверки от 27.07.06 N 000319. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 31.07.06 N 00646, где названный факт квалифицирован как административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.5 Кодекса: продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин.
Постановлением от 01.08.06 N 00356 общество привлечено к административной ответственности в виде 30 тыс. рублей штрафа по статье 14.5 Кодекса, которое обжаловано в арбитражный суд.
Как видно из материалов дела, общество использовало ККМ модели "Микро-103К", заводской N 0620192, при оказании услуг общественного питания гражданину Грекалову А.С. на сумму 40 рублей. При проведении контрольной закупки продажа товара произведена с использованием ККТ, чек выбит на всю сумму покупки.
В силу статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товара, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет административную ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов в обязательном порядке должны применять контрольно-кассовую технику. Исходя из смысла Закона N 54-ФЗ и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" применение контрольно-кассовых машин не в соответствии с классификатором контрольно-кассовых машин следует квалифицировать как применение неисправной контрольно-кассовой техники, что влечет ответственность за осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники в тех случаях, когда контрольно-кассовая машина используется без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти.
В соответствии с классификатором контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации могут применяться контрольно - кассовые машины для торговли, для сферы услуг, для торговли нефтепродуктами и газовым топливом, для отелей и ресторанов.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти), выдавать в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Подпунктом "б" пункта 7 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745) предусмотрено, что в организациях допускается применение только исправных контрольно-кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, которые допущены к использованию в соответствии с классификатором контрольно-кассовых машин.
Судебные инстанции, рассматривая настоящее дело, не проверили, повлияло ли на соблюдение фискального режима применение обществом при осуществлении денежных расчетов контрольно-кассовой машины не в соответствии с классификатором контрольно-кассовых машин, то есть неполно исследовали обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения.
При указанных условиях оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 17 октября 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 4 декабря 2006 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу NА32-19887/06-19/324-43АЖ отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в первую инстанцию.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2007 г. N Ф08-966/07-414А "Судебные инстанции не проверили, повлияло ли на соблюдение фискального режима применение обществом при осуществлении денежных расчетов контрольно-кассовой машины не в соответствии с классификатором контрольно-кассовых машин, то есть неполно исследовали обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело