Северо-Кавказский округ внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - организация) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция), выразившиеся в отказе произвести зачет страховых взносов в сумме 21 833 рублей 28 копеек, ошибочно уплаченных на накопительную часть трудовой пенсии, в счет уплаты страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, а также обязать инспекцию произвести указанный зачет.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, к участию в деле привлечены отделение по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону Управления Федерального казначейства по Ростовской области и Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону.
Решением от 7 ноября 2006 года суд удовлетворил требования и обязал налоговую инспекцию зачесть страховые взносы в сумме 21 833 рублей 28 копеек, уплаченных по коду бюджетной классификации 18210202020061000160, на код 18210202010061000160. Суд исходил из того, что материалами дела подтверждается факт переплаты заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии; полномочия на проведение зачета излишне уплаченных сумм налогов возложены на налоговые органы.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение от 7 ноября 2006 года, в которой просит указанный судебный акт отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований. Кассационная жалоба мотивирована тем, что согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. В соответствии с пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила, установленные этой статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Кодекса для налоговых органов. Следовательно, именно органы Пенсионного фонда Российской Федерации наделены полномочиями по зачету (возврату) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по платежному поручению от 18 мая 2006 года N 290 организация перечислила в Управление Федерального Казначейства по Ростовской области 21 833 рублей 28 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии, при этом ошибочно указав код бюджетной классификации "страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионных фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии".
Заявитель письмами от 30 июня 2006 года и от 15 августа 2006 года обращался в налоговую инспекцию с заявлением провести зачет переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 21 833 рублей 28 копеек, уплаченных на накопительную часть трудовой пенсии, в погашение недоимки по страховой части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование или вернуть ошибочно уплаченные страховые взносы в указанном размере.
Письмом от 17 августа 2006 года N 19407 налоговый орган сообщил, что правовые основания для зачета (возврата) страховых взносов в порядке статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Не согласившись с действиями заинтересованного лица по отказу в проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов, организация обратилась в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ к компетенции налоговых органов относится осуществление контроля за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Поскольку данный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
Правила, установленные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды (пункт 13 статьи 78 Кодекса). При этом данная норма не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, вывод суда о том, что зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, является правильным.
Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), пунктом 18 которого предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)), администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод, что инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Факт излишней уплаты организацией страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 21 833 рублей 28 копеек установлен судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.
При названных обстоятельствах вывод заинтересованного лица о том, что действующим законодательством территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проводить зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является ошибочным.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 7 ноября 2006 года Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14196/2006-С6-34 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 февраля 2007 г. N Ф08-371/07-162а "Налоговая инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном статьями 78 и 79 Налогового кодекса РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело