ООО "Ставропольрегионгаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Минфину России, Минфину Ставропольского края, Управлению федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения Шпаковской государственной администрации о взыскании 5 446 рублей 02 копеек в возмещение расходов на предоставление гражданам льгот по оплате за газ в соответствии с Федеральным законом от 09.01.97 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы" (далее - Закон).
Решением от 26.10.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.01.07, с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 5 446 рублей 02 копейки задолженности по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан Шпаковского района по оплате за газ. Судебные акты мотивированы тем, что в связи с недостаточностью выделенных в 2004 г. из федерального бюджета субвенций на реализацию Закона обязанность по возмещению обществу неполученных доходов в связи с предоставлением предусмотренных Законом льгот лежит на Российской Федерации.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и взыскать спорную задолженность с Минфина Ставропольского края. Заявитель указывает, что в соответствии с Законом и Правилами предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона предусмотрено финансирование расходов за счет средств бюджетов субъектов и муниципальных образований с последующим возмещением из федерального бюджета в пределах выделенных ассигнований. В этой связи у Минфина России отсутствует обязанность по перечислению сумм компенсаций непосредственно организациям, предоставляющим соответствующие льготы.
В отзыве на кассационную жалобу Управление труда и социальной защиты, ООО "Ставропольрегионгаз" просят оставить жалобу без удовлетворения, считая судебные акты законными и обоснованными.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, и доводы кассационной жалобы, считает, что решение и постановление в части взысканной с Минфина России задолженности подлежат изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что Управление труда и социальной защиты населения Шпаковской районной государственной администрации (далее - управление) и общество заключили договор от 01.01.04 N 49/23-6/01-0088/04, по которому общество обязалось предоставить гражданам льготы по оплате природного газа в соответствии с Законом, а управление - производить возмещение обществу фактически понесенных затрат по мере поступления средств из федерального бюджета на реализацию Закона. Договор заключен на срок с 01.01.04 по 31.12.04. В связи с тем, что расходы по предоставлению льгот не возмещены в полном объеме, общество обратилось с иском в суд.
В обоснование заявленного требования истец предоставил суду акты сверок с управлением; списки лиц, пользующихся льготой по оплате газа, с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства; счета-фактуры, копии удостоверений лиц, пользующихся льготой. Согласно актам сверки взаимных расчетов по компенсации бюджетом льгот, предоставленных обществом отдельным категориям граждан от 24.06.04 N 36 и N 55, 20.07.04 N 70 и N 79, 25.08.04 N 7, 16.09.04 N 100 и акту сверки N 9 б/д, задолженность управления перед обществом по компенсации затрат на предоставление льгот за период с 01.03.04 по 30.09.04 составила 5 446 рублей 02 копейки (л. д. 33 - 39).
Согласно статье 3 Закона Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и проживающие совместно с ними нетрудоспособные члены их семей освобождены от оплаты коммунальных услуг (в том числе газа). Расходы, связанные с реализацией Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 7 Закона). Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.02 N 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 г. средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы". Постановлениями Правительства России от 10.02.03 N 85 и 14.02.04 N 80 действие указанных Правил продлено на 2003 и 2004 г. Согласно Правилам расходы, связанные с реализацией Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на соответствующий год. Предоставление субвенций осуществляет Минфин России на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федеральног о бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Суд установил недостаточность выделенных в 2003, 2004 г. из федерального бюджета субвенций на финансовое обеспечение Закона, отсутствие фактов нецелевого использования органами местного самоуправления выделенных субвенций, отсутствие в бюджете Ставропольского края расходов на реализацию Закона.
При таких обстоятельствах вывод суда о необходимости удовлетворения требований за счет Российской Федерации является правильным, поскольку соответствует указанным нормативным актам.
Вместе с тем суд, удовлетворяя иск в полном объеме, не учел следующее.
Из имеющихся в деле счетов-фактур видно, что услуги предоставлялись по стоимости, включающей в себя НДС. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В абзаце 2 пункта 2 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Из пункта 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (действовавших в спорный период) следует, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законом, не включаются в налоговую базу по НДС. Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению в сумме, исключающей НДС в размере 18% и равной 4 615 рублям 28 копейкам.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Поэтому часть пошлины, приходящаяся на сумму отклоненных требований и подлежащая уплате в бюджет, подлежит взысканию с истца.
Руководствуясь статьями 110, 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 26.10.06 и постановление апелляционной инстанции от 12.01.07 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-15879/06-С3 в части взыскания с Минфина России задолженности изменить, уменьшив взыскиваемую с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Ставропольрегионгаз" сумму до 4 615 рублей 28 копеек.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с ООО "Ставропольрегионгаз" в доход федерального бюджета 80 рублей государственной пошлины по иску.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 марта 2007 г. N Ф08-1346/07 "Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект РФ или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с РФ независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело