Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - Департамент сельского хозяйства) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - Департамент финансово-бюджетного надзора) от 21.02.06 N 6-019/10 о прекращении производства по административному делу (с учетом уточнения).
Определением от 07.09.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.11.06, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебные акты мотивированы тем, что спор о признании незаконным постановления административного органа о прекращении производства по делу не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку производство по делу об оспаривании решений административных органов может быть возбуждено судом только на основании постановления о привлечении к административной ответственности. В рассматриваемом случае такое основание отсутствует.
Департамент сельского хозяйства обратился в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение от 07.09.06 и постановление апелляционной инстанции от 29.11.06 отменить, удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы считает, что рассмотрение дела об оспаривании постановления административного органа о прекращении производства по делу относится к компетенции арбитражного суда в силу части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заинтересованное лицо представило отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Департамент финансово-бюджетного надзора осуществил проверку хозяйственной деятельности заявителя, в ходе которой установил факт необоснованных выплат субсидий краевого бюджета по недостоверным документам ОАО "МЖК "Краснодарский"", что нашло отражение в акте проверки и в протоколе об административном правонарушении от 02.02.06.
По результатам рассмотрения административных материалов Департамент финансово-бюджетного надзора вынес постановление от 21.12.06 N 6-019/10 о прекращении производства по административному делу в связи с обнаружением достаточных данных, указывающих на наличие в действиях Департамента сельского хозяйства признаков преступления (статья 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Указанное постановление административного органа обжаловано заявителем в арбитражный суд.
Прекращая производство по делу, суд пришел к выводу о том, что заявление Департамента сельского хозяйства не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Данный вывод суда является ошибочным.
Согласно пункту 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии со статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных согласно федеральному закону рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Таким образом, постановление административного органа о прекращении производства по делу является разновидностью постановлений по делу об административном правонарушении и в силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть обжаловано в арбитражный суд лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса.
С учетом изложенного судебные акты подлежат отмене с направлением дела в суд первой инстанции для рассмотрения спора по существу заявленных требований, при котором суду необходимо установить, были ли допущены нарушения закона при принятии оспариваемого постановления, а также нарушены ли права и законные интересы заявителя данным постановлением.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
определение от 07.09.06 и постановление апелляционной инстанции от 29.11.06 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-7678/2006-60/257-30АЖ отменить. Направить дело на рассмотрение по существу в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2007 г. N Ф08-886/07-381А "Постановление административного органа о прекращении производства по делу является разновидностью постановлений по делу об административном правонарушении и в силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 Кодекса"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело