Общество с ограниченной ответственностью "Веда-Фарм" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Краснодарскому краю (далее - управление) от 22.08.06 N 2671 о привлечении к административной ответственности по статье 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 10 тыс. рублей штрафа.
Решением от 16 октября 2006 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13 января 2007 года, заявленные требования удовлетворены, поскольку постановление о привлечении к административной ответственности вынесено за пределами срока, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указано, что совершение обществом правонарушения подтверждается материалами дела. По мнению управления, нарушение правил продажи отдельных видов товаров относится к правонарушению в области защиты прав потребителей, срок давности привлечения к ответственности за которое, составляет один год.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя управления, считает, что решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 22.03.06 ОБЭП УВД Западного округа г. Краснодара проведена проверка финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности общества, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 104. В ходе проверки установлено, что при проведении проверочной закупки фармацевтом Николенко Г.Д продан препарат "Коринфар-ретард" без рецепта врача. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 03.04.06 N 00603581 и вынесено постановление от 22.08.06 N 2671 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.15 Кодекса в виде 10 тыс. рублей штрафа. Указанное постановление обжаловано в арбитражный суд.
При рассмотрении спора судебные инстанции сделали вывод о доказанности реализации обществом лекарственного препарата "Коринфар-ретард" без рецепта врача, что составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 Кодекса.
Вывод суда о том, что правонарушение, совершенное обществом, квалифицируется по статье 14.15 Кодекса, не соответствует закону.
Статьей 14.15 Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
Обществу вменена продажа лекарственного средства "Коринфар-ретард", свободная реализация которого без рецепта врача запрещена. Факт продажи названного лекарственного средства без рецепта подтверждается актом проверки N 92 от 22.03.06, протоколом об административном правонарушении от 03.04.06.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, согласно которым определены особенности продажи лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. В соответствии с пунктами 70, 76 названных Правил продажа лекарственных препаратов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", с учетом особенностей, определенных данными Правилами. Продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов по перечню, утвержденному Министерством здравоохранения Российской Федерации. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.09.05 N 587, в соответствии с Федеральным законом "О лекарственных средствах", введен в действие перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, в котором отсутствует препарат "Коринфар-ретард".
Порядок продажи лекарственных средств установлен отдельным разделом Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55, которые в пункте 76 содержат ограничения на свободную продажу лекарственных средств.
В случае нарушения указанного порядка должна применяться статья 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
При изложенных обстоятельствах управление неверно квалифицировало действия общества по продаже лекарственного препарата "Коринфар-ретард" без рецепта врача по статье 14.15 Кодекса.
Довод управления о том, продажа лекарственных препаратов без рецепта врача, если такой обязателен, относится к нарушениям, вытекающим из сферы защиты прав потребителей, по которым срок привлечения к ответственности составляет один год со дня его совершения, является несостоятельным.
Частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, выявленные в сфере законодательства о защите прав потребителей.
Однако за устранением нарушенных прав и о привлечении правонарушителя к административной ответственности потребитель в соответствующие органы не обращался. Следовательно, совершенное обществом правонарушение нельзя отнести к нарушениям в сфере защиты прав потребителей.
Принимая во внимание, что суд установил все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, но не правильно применил норму материального права, кассационная инстанция полагает, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу решение о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Краснодарскому краю от 22.08.06 N 2671 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 10 тыс. рублей штрафа, в связи с неверной квалификацией действий общества.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 16 октября 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 13 января 2007 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-21646/06-48/492-68АЖ отменить. Признать незаконным и отменить постановления Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Краснодарскому краю от 22.08.06 N 2671.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2007 г. N Ф08-1630/07-696А "В случае нарушения порядка продажи лекарственных средств должна применяться статья 14.2 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело