См. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 января 2008 г. N Ф08-8895/07-3339А
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Выселковского отделения N 5158 (далее - банк) обратился в арбитражный суд к Инспекции Федеральной налоговой службы по Выселковскому району (далее - налоговая инспекция) с заявлением о признании недействительными решения от 16.06.06 N 08-33/629 ДСП в части 910 рублей НДС, 131 582 рублей налога на пользователей автодорогами, 57 526 рублей пени, 310 рублей налога с владельцев транспортных средств, 132 рублей пени; требования об уплате налогов и пеней от 28.06.06 N 9843.
Решением от 27.11.06 суд признал недействительным требование от 28.06.06 N 9843 в связи с указанием в нем в качестве лица, обязанного уплатить начисленные по решению от 16.06.06 N 08-33/629 ДСП суммы налогов и пеней, Выселковское отделение 5158 Юго-Западного банка Сбербанка России. В удовлетворении заявления о признании недействительным решения налоговой инспекции в оспариваемой части отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда. По мнению заявителя жалобы, неверное указание наименования лица, обязанного уплачивать налоги, не является основанием для признания недействительным требования об уплате налогов.
В отзыве на кассационную жалобу банк просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции и банка поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей налоговой инспекции и банка, считает решение суда подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку Выселковского отделения N 5158 Юго-Западного банка Сбербанка России по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.02 по 30.09.05, по результатам которой составила акт от 22.05.06 N 06-33/506дсп и приняла решение от 16.06.06 N 08-33/629 ДСП. Данным решением банку начислено 132 843 рубля налогов, 57 674 рубля пеней, 8 рублей штрафа и выставлено требование от 28.06.06 N 9843 об уплате налогов и пеней.
В соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации банк обжаловал ненормативные акты налоговой инспекции в части 910 рублей НДС, 131 582 рублей налога на пользователей автодорогами, 57 526 рублей пени, 310 рублей налога с владельцев транспортных средств, 132 рублей пени.
Суд принял решение без учета следующего.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.
Из устава Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации, утвержденного общим собранием акционеров банка 24.06.05, а также положения о Юго-Западном банке (утверждено постановлением Правления Сбербанка России от 16.04.98 N 172 с изменениями от 08.12.2000), следует, что Юго-Западный банк является филиалом Сбербанка России. В соответствии с пунктом 1.3 положения о Юго-Западном банке этот филиал входит в единую систему Сбербанка России, организационно подчиняется центральному аппарату Сбербанка России и непосредственно руководит работой подразделений системы банка, расположенных на обслуживаемой им территории. В силу приложения N 1 к уставу АКБ Сбербанка России на территории Юго-Западного банка расположено Выселковское отделение N 5158.
Согласно положению, утвержденному постановлением Правления Сбербанка России от 05.03.98 N 165, Выселковское отделение N 5158 является филиалом Сбербанка.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция на основании решения от 30.11.05 N 120 провела выездную проверку Выселковского отделения N 5158 Юго-Западного банка Сбербанка России. Решение от 16.06.06 N 08-33/629 ДСП подписано управляющим Выселковского отделения N 5158 Юго-Западного банка Сбербанка России Максименко Т.П. Требование об уплате налогов и пеней от 28.06.06 N 9843 выставлено Выселковскому отделению N 5158 Юго-Западного банка Сбербанка России.
Суд признал законным решение налоговой инспекции от 16.06.06 N 08-33/629 ДСП в части 910 рублей НДС, 131 582 рублей налога на пользователей автодорогами, 57 526 рублей пени, 310 рублей налога с владельцев транспортных средств, 132 рублей пени. При этом факт наличия задолженности по налогам и пеням в указанной части банк не оспаривал.
При таких обстоятельствах недостаточно обоснован и требует дополнительной проверки вывод суда о том, что направление налоговым органом требования от 28.06.06 N 9843 Выселковскому отделению N 5158 Сбербанка России противоречит сущности принятого решения от 16.06.06 N 08-33/629 ДСП о предложении Юго-Западному банку уплатить налоги и сборы в срок, указанный в требовании.
Как видно из обжалуемого решения от 16.06.06 N 08-33/629 ДСП, оно принято в отношении Юго-Западного банка Сбербанка России по Выселковскому ОСБ N 5158. Требование об уплате налога по состоянию на 28.06.06 N 9843 направлено в адрес Выселковского отделения N 5158 Юго-Западного банка Сбербанка России. Суд не указал, что конкретно нарушил налоговый орган и какие права и охраняемые законом интересы банка ущемлены обжалуемыми ненормативными актами, один из которых суд признал недействительным, а другой - законным и обоснованным. Суд также не учел, что доверенности физическим лицам на представление интересов Выселковского отделения N 5158 Сбербанка России оформлены на бланках, где содержится указание на Сберегательный банк Российской Федерации и Юго-Западный банк. Данное обстоятельство также подлежит оценке при установлении полномочий Выселковского отделения N 5158 Сбербанка России по уплате налогов, сборов и пеней, начисляемых в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду необходимо выяснить, как фактически реализовываются положения пункта 1.10 положения о филиале Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанка России) открытого акционерного общества - Выселковском отделении N 5158 в части уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Поскольку полномочия кассационной инстанции по исследованию и оценке доказательств и установлению новых обстоятельств ограничены статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд в силу пункта 3 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду следует установить все фактические обстоятельства по делу; оценить в совокупности представленные доказательства; правильно применить нормы права; учесть указания суда кассационной инстанции, а также разъяснения, содержащиеся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.07 N 13617/05.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.06 по делу N А32-17458/2006-59/340 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 мая 2007 г. N Ф08-1545/07-636А "Согласно статье 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело