ОАО "Ростовтоппром" (далее - общество, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги (далее - железная дорога, ответчик) о взыскании 45 958 рублей 64 копеек излишне уплаченной провозной платы за перевозку грузов по железнодорожной накладной N АВ 486570.
Решением от 15.11.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.01.07, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что железной дорогой не представлено доказательств осуществления спорной перевозки через станцию Морозовская и подтверждения того, что данная станция является промежуточным (транзитным) пунктом в направлении Цимлянская-Песчанокопская, в связи с чем не доказана правомерность последующего перерасчета провозной платы по кратчайшему расстоянию исходя из расстояния до указанной станции. Увеличив при расчете провозной платы расстояние, ответчик фактически в одностороннем порядке изменил существенное условие договора перевозки, что противоречит статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить обжалуемые судебные акты, отказать в удовлетворении требований общества. Заявитель указывает, что судами первой и апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права. Для правильного исчисления тарифного расстояния необходимо руководствоваться Указаниями по определению тарифных расстояний, содержащимися в книге 1 стр. 4 Тарифного руководства N 4. Тарифные расстояния исчисляются суммированием следующих расстояний: от станции отправления и назначения до ближайших транзитных пунктов, поэтому кратчайшее расстояние при перевозке груза общества составляет 629 км. Плата за фактически пройденное расстояние взыскивается лишь в случаях, прямо предусмотренных в Тарифном руководстве.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель железной дороги поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя железной дороги, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, по железнодорожной накладной N АВ 486570 от 10.04.06 филиалом общества произведена отправка строительного песка в восьми вагонах со станции Цимлянская до станции Песчанокопская Северо-Кавказской железной дороги. Провозная плата, взысканная за перевозку на станции отправлении, рассчитана исходя из расстояния 231 км, указанного в железнодорожной накладной. По прибытии груза на станцию назначения, железной дорогой списано со счета общества 88 318 рублей, исходя из расстояния 629 км, определенное как кратчайшее тарифное расстояние по Тарифному руководству N 4.
Не согласившись с размером списанной с лицевого счета суммой, общество направило железной дороге претензию о возврате излишне взысканной провозной платы в размере 45 958 рублей 64 копеек. После получения отказа в удовлетворении претензии, общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Статьей 8 Федерального закона от 10.01.03 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положением об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.01 N 194, определен общий порядок установления тарифов.
В силу статьи 15 Устава железных дорог Российской Федерации (далее - Устав) плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика. Порядок определения такого расстояния устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В случаях, указанных в тарифном руководстве, плата за перевозки грузов взимается исходя из фактически пройденного расстояния.
Согласно пункту 2.1.1 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденного постановлением ФЭК РФ от 17.06.03 N 47-т/5 (далее - Прейскурант N 10-01) плата при перевозке грузов определяется за расстояние перевозки с учетом обхода железнодорожных узлов для ряда опасных грузов и остальных грузов с учетом обхода малодеятельных участков и скоростных линий, публикуемых в сборниках правил перевозок железнодорожным транспортом и Тарифном руководстве N 4, издаваемым отдельно.
В Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта N 15 2001 года указано, что участок между транзитными пунктами Морозовская - Цимлянская исключен из расчета тарифных расстояний как малодеятельный.
ОАО "РЖД" телеграммой НР ЦФТОГТ - 14/86 от 21.04.06 информировало разработчиков автоматизированных систем об изменении привязки к транзитным пунктам по станции Цимлянская, указав о замене транзитного пункта Морозовская - 90 км. транзитным пунктом Куберле - 86 км.
Судебные инстанции установили, что спорная отправка осуществлялась по маршруту, заданному грузоотправителем: Цимлянск - Куберле - Сальск - Песчанокопская протяженностью 231 км., что исходя из названных указаний является кратчайшим расстоянием.
В пункте 24 постановления от 06.10.05 N 30 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"" указано, что договор перевозки считается заключенным при предоставлении грузоотправителем надлежаще составленной транспортной железнодорожной накладной и выданной на ее основании перевозчиком квитанции о приеме груза, указанное расстояние считается согласованным и плата за перевозку груза взимается исходя из этого расстояния.
Другие доводы заявителя жалобы не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 15.11.06 и постановление апелляционной инстанции от 22.01.07 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14895/2006-С1-52 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 мая 2007 г. N Ф08-2294/07 "Суд правомерно взыскал с железной дороги излишне взысканную провозную плату, поскольку кратчайшее расстояние, указанное в железнодорожной накладной, определено в соответствии с Уставом и Тарифным руководством"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело