ООО "Ставропольрегионгаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Министерству финансов Ставропольского края, Управлению федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения Арзгирской районной государственной администрации (далее - Управление) о взыскании 183 956 рублей 69 копеек компенсации, связанной с предоставлением гражданам льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов" по оплате потребленного природного газа в декабре 2004 г.
Решением от 18.10.06 иск удовлетворен. Спорная сумма взыскана с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. В части требований к Управлению труда и социальной защиты населения Арзгирской районной государственной администрации производство по делу прекращено в связи с ликвидацией указанного лица. К остальным ответчикам в иске отказано. Суд установил, что субвенции, выделенные из федерального бюджета Ставропольскому краю на реализацию в 2004 г. Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о защите инвалидов), в полном объеме использованы по целевому назначению. Выделенных средств не хватило на возмещение расходов общества по предоставлению населению льгот в декабре 2004 г. Поскольку финансирование реализации Закона о защите инвалидов не обеспечено в полном объеме, иск удовлетворен за счет казны Российской Федерации.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение. Заявитель полагает, что суд ошибочно признал федеральный бюджет единственным источником финансирования расходов на предоставление льгот инвалидам, поскольку в пункте 15 статьи 5 Закона о защите инвалидов к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации относится формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов. Суд не учел, что органы исполнительной власти Ставропольского края в соответствии с постановлением Правительства от 14.07.01 N 536 могли внести в Минфин России предложения об изменении размера субсидий и субвенций, выделяемых для покрытия расходов из Фонда компенсаций на реализацию Закона о защите инвалидов, в том числе предложения о направлении неиспользованной части этих средств на погашение задолженности перед их получателями. По мнению Минфина России, суд не исследовал обстоятельства, связанные с расходованием выделенных бюджету Ставропольского края 446 720 тыс. рублей дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета, в том числе 110 952 тыс. рублей, предоставленных в связи с отсутствием задолженности бюджета края по оплате льгот по Закону о защите инвалидов.
В отзыве на жалобу общество просит оставить решение без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Ставропольского края просил судебный акт оставить без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав представителя Министерства финансов Ставропольского края, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение надлежит изменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество и Управление заключили договор от 01.01.04 N 49/04-6/08-0019/04 о предоставлении 50% скидки по оплате природного газа инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии с Законом о защите инвалидов. По условиям договора общество обязалось предоставить льготы по оплате газа указанной категории потребителей, а Управление - по мере поступления средств из Фонда компенсации и в пределах бюджетных ассигнований оплачивать на основании актов-сверок и счетов-фактур расходы общества, связанные с предоставлением льгот.
Истец предоставил инвалидам (семьям, имеющим детей-инвалидов) льготы по оплате за потребленный природный газ. Общество, не получив полного возмещения расходов, понесенных в декабре 2004 года в связи с предоставлением льгот, обратилось с иском о взыскании с ответчиков 183 956 рублей 69 копеек. В обоснование своих требований истец предоставил суду договор с Управлением, реестры льготников за спорный период, копии удостоверений и справок льготников, справку о задолженности федерального бюджета, выданную краевой инвентаризационной комиссией на основании постановления Правительства Ставропольского края от 26.05.05 "О проведении инвентаризации задолженности перед организациями, предоставляющими льготы отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством" и распоряжением Минсоцзащиты Ставропольского края от 17.06.05 N 59. Общество, ликвидационная комиссия Управления и Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края подписали акт сверки расчетов, подтверждающий наличие и сумму спорной задолженности.
Суд, исследовав представленные сторонами документы и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что фактическая потребность Ставропольского края в средствах на компенсацию льгот по жилищно-коммунальным услугам в 2004 году превысила установленный в федеральном бюджете объем денежных средств, предназначенный для указанных целей.
В соответствии со статьей 17 Закона о защите инвалидов инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). При этом источник финансирования льгот в названном Законе не определен.
Статья 72 Конституции Российской Федерации, абзац 6 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.05) относят вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Российская Федерация не вправе устанавливать льготы с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.05), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.01 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования (пункт 18 постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23).
Согласно пунктам 18 и 19 статьи 4 Закона о защите инвалидов (в редакции, действующей в спорный период) к компетенции федеральных органов государственной власти относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относятся реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации; установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов (пункты 1, 14 и 15 статьи 5 Закона). Следовательно, из норм Закона о защите инвалидов не следует обязанность субъекта Российской Федерации по финансированию льгот, установленных федеральным законодателем для данной категории населения.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.01.05) исключительно из федерального бюджета финансируются расходы, связанные с обеспечением реализации решений федеральных органов исполнительной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней. Поскольку обязательства по социальной защите инвалидов установлены федеральным законом в соответствии с компетенцией федеральных органов власти, то финансирование таких льгот должно осуществляться из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536 утверждено положение "О порядке предоставления и расходования средств фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"" (далее - Положение). Действие постановления продлено Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 годы. В силу пункта 2 названного Положения предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Федеральным законом от 06.05.03 N 52-ФЗ в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" введена статья 15.6, согласно которой возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Законом о защите инвалидов, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
Таким образом, в силу указанных правовых норм расходы, связанные с предоставлением в спорный период льгот по оплате за газ, должны финансироваться из федерального бюджета.
Довод Минфина России о том, что субъект Ставропольский край, получив дотацию на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета, в том числе 110 952 тыс. рублей в связи с отсутствием задолженности бюджета края по оплате льгот по Закону о защите инвалидов, должен нести ответственность по погашению спорной задолженности подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" в редакции Закона от 10.11.04 N 136-ФЗ Ставропольскому краю выделено дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета, в том числе 110 952 тыс. рублей - при условии отсутствия задолженности бюджета края по оплате льгот, предоставленных в соответствии с Законом о защите инвалидов, включая оплату льгот по предоставлению жилищно-коммунальных услуг.
Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (статья 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В силу статей 6 и 44 Бюджетного кодекса Российской Федерации дотации предоставляются из федерального бюджета бюджету другого уровня (субъекта) на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов, подлежат учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.
Министерство финансов Ставропольского края не отрицает факт получения дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов и их зачисления в доход краевого бюджета (приложение 1 к Закону Ставропольского края от 13.05.05 N 23-кз "Об исполнении бюджета Ставропольского края за 2004 год"). При этом дотации, по утверждению Министерства финансов Ставропольского края, направлены на финансирование текущих расходов, утвержденных бюджетом края. Минфин России данное утверждение в установленном порядке не оспорил и не опроверг. Кроме того, статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип самостоятельности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, который означает право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс и самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
При предоставлении дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Минфин России не определяет цели направления этой помощи в виде погашения спорной задолженности.
Поскольку расходы, связанные с предоставлением в спорный период льгот по оплате за газ, должны финансироваться из федерального бюджета, то выделение дотации, в том числе основанных на сведениях об отсутствии задолженности бюджета края по оплате льгот, предоставленных в соответствии с Законом о защите инвалидов, не может служить обстоятельством, освобождающим Минфин России от погашения образовавшейся задолженности, и возложении этой обязанности на соответствующий субъект (Ставропольский край).
При таких обстоятельствах доводы, изложенные в жалобе, не влияют на результат спора и подлежат отклонению.
Вместе с тем суд при определении суммы задолженности не принял во внимание, что в соответствии со статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются. Поэтому кассационная инстанция снижает сумму, подлежащую взысканию в пользу ответчика, до 155 895 рублей 50 копеек.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.06 по делу N А63-6742/06-С3 изменить. Снизить сумму, взысканную с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу ООО "Ставропольрегионгаз", со 183 956 рублей 69 копеек до 155 895 рублей 50 копеек.
В остальной части решение от 18.10.06 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 февраля 2007 г. N Ф08-57/07 "Суд при определении суммы задолженности не принял во внимание, что в соответствии со статьей 154 Налогового кодекса РФ суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело