ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Ставропольского края и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о взыскании 9 272 426 рублей 95 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением в 2004 г. гражданам льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о защите инвалидов).
Арбитражный суд Ставропольского края решением от 02.02.07 взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу железной дороги 9 272 426 рублей 95 копеек убытков, отказал в иске к Министерству финансов Ставропольского края и Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Судебный акт мотивирован тем, что истцу не возмещены затраты, связанные с предоставлением гражданам льгот, предусмотренных федеральным законом. В связи с этим у железной дороги возникли убытки, которые подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, так как возникли из-за недостаточности выделенных из федерального бюджета денежных средств (т. 2, л. д. 69).
Министерство финансов Российской Федерации в кассационной жалобе просит решение отменить, взыскать убытки с Министерства финансов Ставропольского края. Заявитель указывает, что согласно приложению 14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год" Ставропольскому краю на реализацию Закона о защите инвалидов выделены субсидии в размере 198 073 тыс. рублей. Министерство финансов Российской Федерации в полном объеме исполнило обязательство по доведению денежных средств субъекту Российской Федерации. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Суд первой инстанции неправильно истолковал нормы Закона о защите инвалидов. Пункт 15 статьи 5 Закона не устанавливает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют бюджеты только в части расходов на дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Министерства труда и социального развития Республики Калмыкия и железной дороги просили оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение надлежит оставить без изменения.
Статья 30 Закона о защите инвалидов в редакции, действовавшей в период возникновения отношений, предусматривала, что инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям - инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка - инвалида.
Суд первой инстанции установил, что в связи с предоставлением гражданам льгот, предусмотренных Законом о защите инвалидов, железная дорога в 2004 г. понесла расходы в размере 25 257 158 рублей 90 копеек. Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края компенсировало затраты в сумме 15 980 886 рублей 20 копеек. Расходы в размере 9 276 272 рубля 70 копеек не возмещены и составляют для истца сумму убытков. Суд так же установил, что в спорный период из федерального бюджета Ставропольскому краю выделено недостаточно денежных средств на возмещение расходов. Выводы суда подтверждены доказательствами и не оспариваются участвующими в деле лицами.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
С учетом названной нормы и установленных обстоятельств, суд правомерно удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает несостоятельным довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что отсутствуют основания для взыскания убытков с Российской Федерации.
Российская Федерация, установив Законом о защите инвалидов льготы, приняла на себя и обязанность полного возмещения предприятиям расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета. Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации обществу затрат, истец в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22.08.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего.
Проверив законность судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, кассационная инстанция не находит оснований к отмене либо изменению решения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.02.07 по делу N А63-17173/06-С1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2007 г. N Ф08-2719/07 "Суд правомерно удовлетворил иск о взыскании с РФ убытков, возникших в связи с предоставлением гражданам льгот, предусмотренных федеральным законом"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело