Прокурор Адлерского района г. Сочи (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу (далее - управление) о прекращении дела об административном правонарушении от 21.08.06 N 05-068234 в отношении ООО "Интерфлот" (далее - общество) и направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.
Решением суда от 05.02.07 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что постановление о прекращении производства по делу принято правомерно, так как за нарушение сроков разработки и согласования правил внутреннего контроля, а также постановки на учет в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу организаций истек срок привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
Прокурор обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указано, что правонарушение, предусмотренное статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: нарушение сроков разработки и согласования правил внутреннего контроля, а также постановки на учет в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу организаций является длящимся, поэтому срок привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента обнаружения правонарушения.
Кроме того, судом не учтено, что обществом нарушены требования части 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), поскольку сотрудниками игрового зала не выясняются персональные данные клиентов. Указанное нарушение образует состав правонарушения по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок привлечения к административной ответственности по которой не истек.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет деятельность по организации и содержанию игорных заведений на основании лицензии N 004640 сроком действия с 15.06.04 по 15.06.09.
Прокуратура провела проверку общества по вопросу соблюдения законодательства, регулирующего деятельность игорных заведений. В ходе проверки установлено, что общество нарушило требования статей 5 и 7 Федерального закона N 115-ФЗ и пункта 2 Положения о постановке на учет в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.03 N 28 (далее - Положение о постановке на учет), а именно:
* не встало на учет в Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу организаций;
* не согласовало правила внутреннего контроля в установленном порядке;
* не назначило должностное лицо, ответственное за соблюдение, осуществление и совершенствование правил внутреннего контроля и реализацию разработанных на их основе программ осуществления внутреннего контроля;
* в игровом зале не проводит идентификацию клиентов.
По факту указанных нарушений прокуратура вынесла постановление от 13.06.06 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам рассмотрения материалов проверки, представленных прокуррором, управление вынесло постановление от 21.08.06 N 05-06/234 о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прокурор в порядке статьи 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления управления, ссылаясь на наличие в действиях общества состава правонарушения по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок привлечения к ответственности по которому не пропущен.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В силу с пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.03 N 6 "О порядке утверждения Правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" правила внутреннего контроля утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу данного постановления. Согласно пункту 2 указанного постановления правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
В силу пункта 9 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.10.02 N 131-ФЗ).
Порядок постановки на учет указанных организаций определен в Положении о постановке на учет, в пункте 3 которого указывается, что постановка на учет организации в Федеральной службе по финансовому мониторингу осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования указанного Положения (изменения, введенные постановлением Правительства Российской Федерации N 638, опубликованы в издании "Собрание законодательства РФ" 31.10.05).
Как следует из материалов дела, общество, видом деятельности которого является игорный бизнес, зарегистрировано 05.05.03 (свидетельство серия 23 N 003156572). Следовательно, с момента вступления в силу вышеназванных нормативных правовых актов на общество распространялись их требования, поскольку по смыслу Федерального закона N 115-ФЗ оно осуществляло действия с денежными средствами или иным имуществом, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей (статья 3 указанного Закона).
Общество нарушило установленные законом сроки постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и согласования правил внутреннего контроля.
Указанные нарушения образуют состав правонарушения, предусмотренный статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение вышеизложенных требований законодательства общество по существу не оспаривает.
Согласно статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 500 до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истек срок привлечения общества к административной ответственности по указанной статье за нарушение требований законодательства о согласовании правил внутреннего контроля и постановке на учет организации, поскольку невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся правонарушением.
Данный вывод суда является правильным.
Вместе с тем суд не учел следующего.
В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), и установить следующие сведения:
в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.
Из постановления прокурора от 13.06.06 следует, что в нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в игровом зале общества не проводится идентификация клиентов.
Однако вопросы обоснованности привлечения общества к ответственности за данное нарушение и соблюдения срока давности привлечения к ответственности за его совершение не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
При указанных обстоятельствах обжалованный судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо проверить факт совершения обществом правонарушения, выразившегося в непроведении идентификации клиентов игорного зала, дать оценку представленным в подтверждение совершения обществом этого нарушения доказательствам, проверить правомерность доводов прокурора о том, что срок привлечения к ответственности по этому нарушению не был пропущен.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.07 по делу N А32-24154/2006-51/414-56АЖ отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
нарушения установленных законом сроков постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и согласования правил внутреннего контроля образуют состав правонарушения, предусмотренный статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.07 по делу N А32-24154/2006-51/414-56АЖ отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 апреля 2007 г. N Ф08-1844/2007-797А "Нарушение установленных законом сроков постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и согласования правил внутреннего контроля образуют состав правонарушения, предусмотренный статьей 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело