Управление ФНС России по Республике Дагестан (далее - уполномоченный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Дагестанские Огни (далее - управление, должник) несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника в связи с наличием просроченной свыше трех месяцев задолженности по уплате налогов и сборов в размере 595 тыс. рублей, пеням и штрафам в сумме 166 200 рублей.
Решением от 05.10.06 управление признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим назначен Сагательян Х.А.
Судебный акт мотивирован тем, что наличие задолженности перед бюджетом в указанной сумме подтверждено материалами дела. Должник и его учредитель доводы, изложенные в заявлении уполномоченного органа, не оспорили и не опровергли документально, встречных расчетов по сумме долга не представили.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий должника просит отменить решение от 05.10.06, прекратить производство по делу. Заявитель жалобы указывает, что конкурсным управляющим проведен комплекс мер по выявлению имущества управления, получению информации об учредительных документах должника и об организационно-правовой форме управления как юридического лица. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.12.06 N 06-041 с 21.01.03 должник является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления, то есть является казенным предприятием. На момент подачи уполномоченным органом заявления о признании управления банкротом, как отсутствующего должника, а также в течение трех лет до этого, оно было казенным предприятием. Арбитражному суду необходимо было рассмотреть обоснованность требований уполномоченного органа и, руководствуясь статьей 55 и пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 26.10.02 N 126-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) отказать в признании должника банкротом.
В отзыве на кассационную жалобу администрация г. Дагестанские Огни возражает против удовлетворения жалобы, ссылаясь на то, что должник является муниципальным предприятием, которому имущество передано на праве хозяйственного ведения, поэтому на него распространяется действие Закона о банкротстве.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с требованием о признании управления банкротом как отсутствующего должника в связи с наличием просроченной задолженности на сумму 761 200 рублей, из них основной долг - 595 тыс. рублей, 166 200 рублей пени и налоговые санкции.
Заявление уполномоченного органа подтверждены требованием об уплате налога от 24.10.05 N 10 на сумму 596 791 рубль 31 копейка недоимки и 96 345 рублей пени, 22.11.05 N 30 на сумму 20 056 рублей недоимки и 13 001 рубль 78 копеек пени, 13.03.06 N 400 на сумму 6 704 рубля недоимки и 6 831 рубль 74 копейки пени, решениями от 12.12.05 N 37, 09.11.05 N 6, 29.03.06 N 316 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств должника.
11 мая 2006 года уполномоченный орган, в связи с наличием задолженности по налогам и сборам и отсутствием сведений о счетах плательщика в банках, вынес решение и постановление N 1 о взыскании налогов и сборов в сумме 761 177 рублей 31 копейка за счет имущества должника.
Указанное постановление направлено заявителем в адрес подразделения судебных приставов г. Дагестанские Огни, где постановлением от 25.05.06 возбуждено исполнительное производство N 453/271-2-2006.
03 августа 2006 года судебным приставом составлен акт о невозможности взыскания, из которого следует, что имущества, на которое может быть обращено взыскание, у управления не обнаружено. Постановлением от 28.08.06 судебный пристав исполнительное производство окончил в связи с отсутствием у должника имущества и иных средств, на которые можно было бы обратить взыскание.
Поскольку совокупная задолженность по обязательным платежам управления превышает 100 тыс. рублей, уполномоченный орган обратился в суд с заявлением о признании предприятия несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника.
Суд установил, что управление имеет признаки несостоятельности (банкротства) отсутствующего должника, поэтому на основании статьи 228 Закона о банкротстве признал управление банкротом и открыл в отношении его конкурсное производство. Однако при рассмотрении заявления уполномоченного органа суд неполно исследовал фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
На основании статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом).
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о банкротстве, пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.03 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"" действие названного федерального закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Суд не исследовал организационно-правовую форму должника.
Из представленных в материалы дела Положения об управлении, утвержденного главой администрации г. Дагестанские Огни 26.11.02 (т. 1, л. д. 38-41), свидетельства о государственной регистрации Управления жилищно-коммунального хозяйства (т. 2, л. д. 128), баланса управления по состоянию на 01.04.2006 (т. 2, л.д. 10-11) не представляется возможным с достоверностью установить правовой статус и организационно-правовую форму должника.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 04.12.06 N 06-0412 (т. 2 л. д. 45-52) должник является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления, а из справки Государственного Комитета Республики Дагестан по статистике видно, что должник является муниципальным учреждением (т. 2, л. д. 61).
В отзыве на кассационную жалобу администрация г. Дагестанские Огни ссылается на то, что управление является муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения в силу правопреемства по отношению к муниципальному унитарному предприятию "СЕЗ и Благоустройство" г. Дагестанские Огни.
Таким образом, суд не дал оценку представленным в материалы дела доказательствам, подтверждающим правовой статус управления, не устранил противоречия в этих доказательствах, что повлекло принятие необоснованного судебного акта.
Неправильное применение судом первой инстанций норм материального права о несостоятельности (банкротстве) является основанием для отмены принятого решения. При новом рассмотрении дела суду необходимо выяснить организационно-правовую форму управления, с учетом установленного правового статуса должника рассмотреть заявление уполномоченного органа.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.10.06 по делу N А15-1355/06 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 апреля 2007 г. N Ф08-2004/07 "Решение суда о признании должника банкротом как отсутствующего должника отменено, поскольку суд не выяснил фактическую организационно-правовую форму должника, согласно выписке из ЕГРЮЛ должник является унитарным предприятием на праве оперативного управления"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело