ООО "Бункерная компания "СВЛ Флагман"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) и Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительными решения управления от 13.04.06 N 08-09-385-248 и решения налоговой инспекции от 17.02.06 N 108, а также об обязании налоговой инспекции вынести решение о возмещении обществу НДС путем возврата заявленных обществом сумм налоговых вычетов в размере 246 871 рубля.
Решением суда от 05.12.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.02.07, заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован следующим. Представляя в таможенные органы заявки (неполные таможенные декларации), транспортные накладные N 1, грузовые манифесты, общество производило декларирование припасов при перемещении (загрузке) припасов на морские суда, во исполнение контрактных обязательств перед компанией "Tesma Corporation" в соответствии с требованиями таможенного законодательства. Общество не обязано представлять доказательства факта несения расходов по содержанию и эксплуатации судна иностранным лицом - компанией "Tesma Corporation", а также взаимоотношений компании с владельцами судов. Общество представило выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации припасов в таможенном режиме перемещения припасов от покупателя на счет общества.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в возмещении обществу 246 871 рубля налоговых вычетов по НДС.
По мнению заявителя жалобы, в нарушение приказа ГТК России от 19.10.01 N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов" (далее - Приказ ГТК России от 19.10.01 N 1000), представленные обществом копии заявок на погрузку припасов не содержат строку "Порт и страна назначения морского судна". Общество не выполнило обязательных условий, для подтверждения фактического вывоза товаров. Судебные инстанции не оценили довод налоговой инспекции о том, что общество не подтвердило взаимоотношения с компанией "Tesma Corporation" и (или) с судовладельцами (фрахтователями) судов, в отношении которых производилась бункеровка. Налоговая инспекция четко не установила, что реальное перемещение припасов на судна, указанные в бункерных расписках, производились сторонами во исполнение контракта с иностранной компанией.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения решение суда и постановление апелляционной инстанции, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей налоговой инспекции и общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, общество представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов по операциям реализации припасов, ввезенных с территории России в таможенном режиме перемещения припасов за октябрь 2005 года. В представленной декларации общество заявило 246 871 рубль налоговых вычетов.
По результатам камеральной проверки налоговая инспекция вынесла решение 17.02.06 N 108 об отказе обществу в возмещении 246 871 рубля НДС.
Решением управления от 13.04.06 N 08-09-385-248, жалоба общества, направленная в ФНС России, оставлена без удовлетворения.
Из материалов дела видно, что основанием для вынесения решений налоговой инспекцией и управления, послужило то, что в нарушение приказа ГТК России от 19.10.01 N 1000 представленные обществом копии заявок не содержат графу "Порт и страна назначения морского судна" и информацию о порте и стране назначения. Обществом не подтверждено несение всех расходов по содержанию и эксплуатации судна иностранным лицом - компанией "Tesma Corporation".
В порядке статей 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решения управления и налоговой инспекции в арбитражный суд.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. В целях указанной статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.
Статья 165 Кодекса устанавливает исчерпывающий перечень документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов. В силу пункта 1 статьи 165 Кодекса при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации. При вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляется таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы: копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации; копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указан порт, находящийся за пределами таможенной территории Российской Федерации. При вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляются копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания.
Согласно статье 264 Таможенного кодекса Российской Федерации перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенное оформление припасов, перемещаемых на морских (воздушных) судах через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов, осуществляется в соответствии с приложением к приказу ГТК России от 19.10.01 N 1000 (далее - Приложение).
Пунктом 2 Приложения установлено, что декларирование припасов производится путем представления таможенной декларации на припасы, в качестве которой таможенным органом принимаются при перемещении (загрузке) припасов на морские, воздушные суда и в поезда во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации неполная таможенная декларация в виде письменной заявки (заявок) на погрузку припасов, составленной в произвольной форме, с последующим представлением до убытия транспортного средства с таможенной территории Российской Федерации стандартных документов перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которые внесены сведения о перемещенных (загруженных) припасах.
Погрузка товаров (припасов) на транспортное средство производится на основании заявки с отметками таможенного органа о выпуске товаров (припасов) в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов (пункт 7 Приложения). В качестве заявки могут быть использованы поручение на отгрузку, требование, накладная и тому подобные документы (пункт 8 Приложения).
В соответствии с пунктом 10 Приложения в заявке должны содержаться следующие сведения: код таможенного режима (в соответствии с классификатором процедуры перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации); о транспортном средстве, на которое будут погружены припасы (название морского судна, бортовой номер воздушного судна или номер поезда), его национальная принадлежность; о лице, осуществляющем погрузку; дата, место и приблизительное время погрузки; порт (аэропорт, станция) и страна назначения (указанная в транспортных документах) морского, воздушного судна или поезда при отправлении с таможенной территории Российской Федерации; наименования товаров (припасов), их количество (в основной и дополнительной единицах измерения); дата подачи заявки. Заявка должна быть подписана уполномоченным лицом.
В подтверждение применения налоговой ставки 0 процентов общество представило контракт от 24.02.05 N 01 компанией "Tesma Corporation" и дополнительные соглашения к нему, выписки банка, заявки на погрузку припасов, бункерные расписки, инвойсы.
Как правильно отмечено судебными инстанциями, общество, представляя в таможенные органы заявки (неполные таможенные декларации), транспортные накладные N1, сокращенные формы КЭ-2,4л, грузовые манифесты (содержащие сведения о порте назначения), производила декларирование припасов при перемещении (загрузке) припасов на морские суда во исполнение контрактных обязательств перед компанией "Tesma Corporation" в соответствии с требованиями таможенного законодательства.
Довод налоговой инспекции о том, что в представленных обществом товаротранспортных документах отсутствуют отметки таможенных органов, обоснованно не принят во внимание судом. Проставление таких отметок на товаросопроводительных документах пункт 4 статьи 165 Кодекса не предусматривает.
Правомерной является ссылка судов на Инструкцию "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации)", утвержденную приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.07.03 N 806, не содержащую указания на обязательное проставление отметок о вывозе товара именно на товаросопроводительных, а не иных документах.
В дополнительных соглашениях к контракту, представленных к проверке, инопартнер указывал суда и количество припасов, подлежащих погрузке. Суд пришел к правильному выводу о подтверждении хозяйственных операций обществом во исполнении контракта с инопартнером. Соответствующий довод жалобы отклоняется судом кассационной инстанции.
Суд установил и это подтверждается материалами дела, что топливо поставлено обществом для вывоза на судах в таможенном режиме перемещения припасов и фактически вывезено за пределы Российской Федерации, обоснованно отклонив довод налоговой инспекции о неподтверждении реализации на экспорт топлива, погруженного на суда под Российским флагом.
Суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства по делу, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц, правильно применил нормы права и сделал обоснованный вывод о незаконности решения налоговой инспекции и управления.
Пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Требования статьи 169 Кодекса, устанавливающей порядок оформления счетов-фактур, имеют императивный характер, несоблюдение которых влечет за собой отказ в принятии к налоговому вычету или возмещении сумм НДС, предъявленных продавцом.
По смыслу указанных норм для получения права на вычеты по НДС необходимо: подтверждение фактической оплаты поставщику налога, включенного в стоимость товара (работы, услуги); оприходование данного товара (работы, услуги); приобретаемые товары (работы, услуги) должны предназначаться для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения; наличие счета-фактуры, выставленного в соответствии со статьей 169 Кодекса.
Налоговая инспекция не представила суду доказательства неисполнения обществом данных требований; злоупотребления правом на получение налогового вычета; реализации схемы уклонения от исполнения обязанности по уплате налога в бюджет либо иных недобросовестных действий как налогоплательщика.
Суд правомерно исходил из указаний Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в определении от 25.07.01 N 138-О о презумпции добросовестности налогоплательщиков в сфере налоговых отношений.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, исследованы и оценены судом первой инстанции. Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке доказательств, исследованных судом первой инстанции полно и всесторонне, и в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
В соответствии со статьями 101, 102, 105 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 333.17, 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 05.12.06 и постановление апелляционной инстанции от 20.02.07 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-16023/2006-51/226, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС по Темрюкскому району 1 тыс. рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 мая 2007 г. N Ф08-2941/07-1201А "Налоговая инспекция не представила суду доказательства неисполнения обществом данных требований; злоупотребления правом на получение налогового вычета; реализации схемы уклонения от исполнения обязанности по уплате налога в бюджет либо иных недобросовестных действий как налогоплательщика"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело