Общество с ограниченной ответственностью "Союз-Сервис", ст. Северская (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Региональной Энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК) от 04.08.06 о привлечении к административной ответственности по статье 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за оказание услуг по перевозке пассажиров по неутвержденным в установленном порядке тарифам.
Решением суда от 14 сентября 2006 года постановление Региональной Энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 04.08.06г. о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.6 Кодекса отменено. Производство по делу об административном правонарушении в отношении 000 "Союз-Сервис" прекращено. Решение мотивировано пропуском двухмесячного срока привлечения к административной ответственности. Суд первой инстанции посчитал, что постановление о привлечении к административной ответственности не могло быть принято позднее 02.04.06.
Постановлением апелляционной инстанции от 22 января 2007 года решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано. Апелляционная инстанция пришла к выводу, что совершенное обществом правонарушение является длящимся. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол, выявило факт его совершения. Факт выявленного правонарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении и поэтому постановление о привлечении к ответственности принято в установленный срок.
Общество не согласилось с постановлением апелляционной инстанции и обратилось с кассационной жалобой, в которой указало на неизвещение его о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, пояснил, что общество находится по адресу: ст. Северская, ул. Ленина 134. Кроме того, общество полагает, что отсутствует вина в привлечении его к ответственности, так как документы для утверждении тарифа на перевозку пассажиров должна собирать администрация района и передать весь пакет документов в РЭК.
Представитель РЭК не согласился с доводами жалобы и просил постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, считает, что решение и постановление апелляционной инспекции подлежат отмене ввиду следующего.
Определением суда апелляционной инстанции от 28 ноября 2006 года рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 15 января 2007 года. Определение направлено всем лицам, участвующим в деле, по всем имеющимся в деле адресам. Обществу извещения направлены по адресам: ст. Северская, ул. Ленина 134; ст. Северская, ул. Ленина 135; ст. Северская, ул. Ленина 75. Все уведомления возвращены в суд с отметкой "истек срок хранения". При изложенных обстоятельствах, апелляционная инстанция в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации надлежащим образом известила общества о времени и месте судебного разбирательства.
Общество участвовало 31.01.06 в конкурсе на осуществление перевозок по пригородным (внутрирайонным) автобусным маршрутам, где им стоимость проезда на маршруте N 8 заявлена в размере 5 рублей.
Обществом предоставлены на конкурс документы по неутвержденным тарифом. Заключив договор, администрация муниципального образования "Северский район" в приложении к договору N 7-06 от 31.01.06 обязала общество-перевозчика в течении 30 дней со дня заключения договора утвердить заявленные на конкурс тарифы в Региональной энергетической комиссии - Департаменте цен и тарифов Краснодарского края. По истечении 30 дневного срока заявленные на конкурсе тарифы в Региональной энергетической комиссии - Департаменте цен и тарифов Краснодарского края обществом не утверждены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) па внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти. В перечень включены перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Согласно Положению о региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации края от 14 июня 2002 года N 652 "О департаменте цен и тарифов - региональной энергетической комиссии Краснодарского края", Региональная Энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики по вопросам ценообразования на территории Краснодарского края.
Согласно пункту 3.1. Положения на Региональную энергетическую комиссию-департамент цен и тарифов Краснодарского края возложена функция по осуществлению государственного регулирования - цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами, общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.
Общество не представило доказательств утверждения заявленного на конкурсе тарифа на перевозку пассажиров. Представленное в материалы дела обращение в администрацию муниципального образования "Северский район" о представлении документов для утверждения тарифов свидетельствуют об обращении общества после привлечения к административной ответственности (л.д. 40). До привлечения к ответственности 04.08.06 общество осуществляло перевозку пассажиров, применяя не утвержденные в установленном порядке тарифы, и не предпринимало действий для их утверждения.
Согласно статье 14.6 Кодекса, завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - ... от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Оказание услуг по неутвержденным в установленном порядке тарифам, является иным нарушением установленного порядка ценообразования.
При таких обстоятельствах в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.6 Кодекса.
Статьей 4.5 Кодекса установлено, что постановление о привлечении к административной ответственности не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является безусловным, основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса).
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных па нарушителя законом.
При этом необходимо иметь и виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Из материалов дела следует в письме от 10.04.06 "О возмещении расходов на льготные перевозки пассажиров", адресованном обществу и подписанном руководителем РЭК Миловановым С.Н., РЭК было известно о применении обществом тарифа на проезд в размере 5 рублей, однако решения по указанному ровню городского тарифа для общества РЭК принято не было. Кроме того, РЭК в письме указывает, что в целях устранения нарушения действующего законодательства административная ответственность за которое предусмотрена статьей 14.6 Кодекса "Нарушение порядка ценообразования", обществу необходимо принять срочные меры по установлению тарифов (л.д. 87).
Исходя из характера указанного правонарушения, а так же обстоятельств его выявления, днем обнаружения правонарушения следует считать дату указанного письма РЭК - 10.04.06. Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено 04.08.06 - за пределами срока, установленного статьей 4.5 Кодекса.
Таким образом, решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, так как неверно определен срок для привлечения лица к ответственности.
Учитывая, что все обстоятельства по делу установлены, суд кассационной инстанции полагает, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение о признании незаконным и отмене постановления о привлечении общества к ответственности, как принятое с нарушением срока для привлечения лица к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 14 сентября 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 22 января 2007 года Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-20071/2006-51/255-24АЖ - отменить. Признать незаконным и отменить постановление Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 04.08.06 о привлечении ООО "Союз-Сервис" к административной ответственности по статье 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 апреля 2007 г. N Ф08-1843/07-782А "Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ)"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело