ОАО "Южная телекоммуникационная компания" (далее - общество, истец) в лице структурного подразделения филиала "Электросвязь Ставропольского края" Петровского объединенного узла связи г. Светлоград (далее - узел связи) обратилось в арбитражный суд с иском к Минфину России в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству финансов Ставропольского края (далее - Минфин края), Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о возмещении 73 032 рублей 57 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением в 2004 году льгот по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов).
Решением от 29.12.06, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.03.07, с Минфина России взыскано 73 032 рубля 57 копеек. Судебные акты мотивированы тем, что факт предоставления истцом на основании Закона о социальной защите инвалидов льготных услуг по оплате пользования телефоном и радио за период с 01.01.04 по 31.12.04 на сумму 73 032 рублей 57 копеек подтверждается подлинными делами абонентов, имеющихся в материалах дела, и не оспаривается ответчиком. Противоправность поведения заключается в уклонении (бездействии) государственных органов от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией законов, устанавливающих льготы отдельным категориям граждан. Уклонение от исполнения обязательств усматривается из того факта, что в федеральных законах "О бюджете" было предусмотрено недостаточно средств для компенсации хозяйствующим субъектам затрат, возникающих в связи с реализацией норм федерального законодательства в части предоставления льгот отдельным категориям граждан по Закону о социальной защите инвалидов.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение и постановление, взыскать убытки с Минфина края. Заявитель указывает, что Минфин России в полном объеме исполняло свои обязательства по доведению денежных средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", Минфину края. В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Закон о социальной защите инвалидов (в редакции от 23.10.03) не содержит нормы, предусматривающей разграничение источников финансирования льгот инвалидам. В пункте 15 статьи 5 названного Закона указано, что формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов отнесено и к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу узел связи возражает против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Управление труда и социальной защиты населения администрации Грачевского муниципального района Ставропольского края с. Грачевка (далее - управление, заказчик) и узел связи (исполнитель) заключили договор N 10 от 10.04.01 о предоставлении льготы по оплате за услуги электросвязи в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов гражданам, имеющим на них право.
Согласно условиям договора исполнитель обязан предоставлять льготы по оплате услуг связи гражданам, имеющим на них право, проживающим на территории Грачевского района, в том числе по оплате за услуги электросвязи инвалидам в соответствии Законом о социальной защите инвалидов. Управление обязалось по мере поступления средств из федерального бюджета и в переделах бюджетного финансирования производить возмещение расходов электросвязи на предоставление услуг телефонной связи и проводного вещания абонентам в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов согласно выставленным счетам, копиям документов, подтверждающих факт предоставления услуг телефонной связи и проводного вещания, а также ежемесячно составляемым и подписываемым сторонами актам сверки данных абонентов.
В соответствии с пунктом 2.1.4. договора N 10 узел связи обязан до 15 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в управление копии документов, подтверждающих факт предоставления услуг телефонной связи и проводного вещания абонентам льготной категории.
За период с 01.01.04 по 31.12.04 общество предоставило населению Граческого района льготы на услуги электросвязи в сумме 181 810 рублей 34 копейки. Фактически истцу возмещено из средств федерального бюджета в 2004 году 118 777 рублей 77 копеек.
В связи с не возмещением предоставленных за период с 01.01.04 по 31.12.04 льгот на услуги телефонной связи и радио в сумме 73 032 рублей 57 копеек общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций указали, что убытки у общества возникли вследствие недостаточного финансирования Минфином России расходов, связанных с предоставлением льгот указанным категориям льготников. Причиненные операторам связи убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Федерального фонда компенсаций на реализацию Закона о социальной защите инвалидов, утвержден порядок предоставления и расходования в 2001 году средств указанного фонда компенсаций на реализацию Закона о социальной защите инвалидов. Действие данного порядка продлено на 2004 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.04 N 80.
Согласно пункту 2 указанного постановлением от 14.07.01 N 536 на органы исполнительной власти субъектов возложена обязанность по обеспечению целевого использования выделенных средств Фонда компенсаций на реализацию указанных законов. В соответствии с пунктом 9 расходование предоставленных субсидий и субвенций Фонда компенсаций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также их учреждениями и другими получателями бюджетных средств на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, денежных компенсаций инвалидам, включая выплату средств по договорам на оказание услуг организациям, предоставляющим их в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов.
Как указано в подпункте "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 30 Федерального закона от 07.07.03 N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено, что при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с Законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 4 Закона о социальной защите инвалидов установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, а также формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. В силу статьи 28 Закона инвалидам устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
В целях реализации федеральных законов постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющих права на получение льгот, согласно которым финансирование расходов осуществляется через Министерство труда и социального развития Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Действие Правил продлены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.04 N 80 на 2004 год. Таким образом, обязанность по возмещению неполученных обществом доходов из федерального бюджета вытекает из закона. Кроме того, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации обществу указанных затрат, истец в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 предусмотрено, что в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени соответствующей казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно пункту 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Общество предоставило лицам, пользующимся его услугами, федеральную льготу, предусмотренную статьей 28 Закона о социальной защите инвалидов. Затраты, связанные с предоставлением этой льготы, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
При рассмотрении дела суд первой и апелляционной инстанций установили, что выделенное обществу из бюджетов различных уровней финансирование не полностью компенсировало неполученные им доходы. При этом в деле отсутствуют доказательства нецелевого использования выделенных из федерального бюджета на реализацию Закона о защите инвалидов денежных средств в Ставропольском крае.
Учитывая изложенные обстоятельства, неполученные обществом доходы компенсируются за счет средств федеральной казны, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 29.12.06 и постановление апелляционной инстанции от 16.03.07 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-15147/2006-С1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 29.12.06, принятое определением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.07, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 мая 2007 г. N Ф08-2802/07 "Суд правомерно взыскал с Минфина России убытки оператора связи, вызванные предоставлением льгот отдельным категориям граждан, поскольку материалами дела подтверждается, что субъекту РФ было выделено недостаточно денежных средств"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело