Государственное учреждение отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - отделение Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Южная телекоммуникационная компания" в лице филиала "Кубаньсвязьсервис" (далее ЮТК "Кубаньсвязьсервис") о понуждении к заключению договора о предоставлении услуг связи с условием оплаты заказчиком услуг электросвязи по льготным тарифам, предусмотренным для организаций, финансируемых из соответствующего бюджета.
Решением от 28.06.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.09.02, арбитражный суд обязал ЮТК "Кубаньсвязьсервис" заключить с отделением Пенсионного фонда договор от 05.12.2001 N 979 со следующими дополнениями в пункте 3.1 статьи 3: "оплата услуг электросвязи производится по льготным тарифам, предусмотренным для организаций, финансируемых из соответствующего бюджета."
Судебные акты мотивированы тем, что отделение Пенсионного фонда является учреждением, созданным государством для осуществления функций некоммерческого характера, и финансируемым из соответствующего бюджета.
В кассационной жалобе ЮТК "Кубаньсвязьсервис" просит отменить состоявшиеся судебные акты, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об отказе в иске. Заявитель полагает, что отделение Пенсионного фонда является финансово-кредитным учреждением, не имеет льгот по оплате услуг электросвязи.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ЮТК "Кубаньсвязьсервис" и отделения Пенсионного фонда повторили доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при заключении в 2001 году договора на предоставление услуг связи между сторонами возник спор о применении тарифов на услуги связи. Исполнитель полагал, что доводы заказчика об отнесении его к группе потребителей, финансируемых за счет средств бюджета и оплачивающих услуги по государственным регулируемым тарифам, несостоятельны.
Выводы арбитражного суда о необходимости при оплате оказанных по договору от 05.12.2001 N 979 услуг связи применения к отделению пенсионного фонда регулируемых тарифов, установленных для финансируемых из бюджета организаций, соответствуют нормам материального права.
В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на оказание услуг связи является публичным договором, на который распространяется предусмотренный статьей 445 Кодекса порядок заключения договоров.
На основании приказа МАП России от 18.12.01 N 1352 и решения правления "Об утверждении тарифов на услуги связи, государственное регулирование которых осуществляет МАП России", потребители услуг связи подразделяются на три категории:
- организации, не финансируемые из соответствующих бюджетов;
- организации, финансируемые из соответствующих бюджетов;
- население.
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что отделение Пенсионного фонда является финансируемым из бюджета государственным учреждением и при оплате услуг связи подпадает под льготные тарифы, установленные для организаций данного вида.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками, относятся к некоммерческим организациям.
На основании Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, фонд является государственным учреждением, которое обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение. Статьей 5 Федерального закона Российской Федерации "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что Пенсионный Фонд Российской Федерации является государственным учреждением, а его территориальные органы составляют систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации организация, созданная для осуществления функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из бюджета государственного внебюджетного фонда, является бюджетным учреждением. Статьей 10 указанного кодекса предусмотрено, что бюджеты государственных внебюджетных фондов, предусматривающие их доходную и расходную часть, в том числе и конкретно расходы на содержание аппаратов фондов, ежегодно утверждаются федеральным законом и входят в бюджетную систему Российской Федерации.
Федеральным законом Российской Федерации от 09.01.01 N 127-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" приложения N 2 и N 5 дополнены, в классификацию доходов бюджетов Российской Федерации включен единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в Перечень видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации включены расходы Пенсионного фонда Российской Федерации с разбивкой по статьям.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 (приложение N 1 раздел П) средства Пенсионного фонда Российской Федерации отнесены к исключительным объектам федеральной собственности в составе Государственной казны Российской Федерации.
В материалах дела имеется Положение о государственным учреждении - Отделении Пенсионного Фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю, Соглашение между Пенсионным фондом Российской Федерации и правительством Краснодарского края о передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий и пособий, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 12.10.99 N 8252-ЕС, которые были предметом оценки арбитражного суда при вынесении судебных актов.
Изложенное выше свидетельствует о том, что отделение Пенсионного фонда имеет статус учреждения, созданного для реализации социальных задач, собственными денежными средствами не располагает, а полученные - обязано использовать строго по целевому назначению в соответствии с бюджетным финансированием и с законом на соответствующий год. Расходы по доставке о выплате пенсий компенсируются за счет бюджетных средств, единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Пенсионный фонд Российской Федерации, изъятию и перераспределению на иные цели не подлежит.
Представитель ЮТК "Кубаньсвязьсервис" в судебном заседании пояснил, что в предыдущие годы при оплате услуг связи, оказанных ответчиком отделениям Пенсионного фонда, применялись тарифы для государственных организаций, финансируемых их бюджета. Спора по поводу обоснованности применения указанных тарифов не возникало. Отказа финансовых органов компенсировать потери, причиненные государственным регулированием тарифов, ЮТК "Кубаньсвязьсервис" не имеет. Доказательств осуществления отделениями Пенсионного фонда коммерческой деятельности и получения истцом доходов от такой деятельности ответчик в арбитражный суд не представил.
На основании статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом первой и апелляционной инстанций дана полная и всесторонняя оценка доказательствам, представленным сторонами, в результате чего арбитражный суд пришел к правомерному выводу о правомерности требования истца в части необходимости применения государственных регулируемых цен для оплаты оказанных услуг связи и о недопустимости применения при расчетах с истцом тарифов, установленных для коммерческих организаций.
Нормы права при разрешении спора судом применены правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебных актов, из материалов дела не усматривается. Оснований для отмены решения от 28.06.02 и постановления апелляционной инстанции от 06.09.02 у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд СевероКавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.06.02 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 06.09.02 по делу N А32-8719/2002-49/169 оставить без изменения, кассационную жалобубез удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 декабря 2002 г. N Ф08-4463/02 "Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что отделение Пенсионного фонда является финансируемым из бюджета государственным учреждением и при оплате услуг связи подпадает под льготные тарифы, установленные для организаций данного вида"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело