См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 мая 2008 г. N Ф08-2138/2008
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд со следующими требованиями:
- о признании незаконным отказа Главного управления федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее - регистрационная служба) от 28.12.05 N 07/049/2005-049 в государственной регистрации и внесений изменений в Единый государственный реестр прав на стадион "Локомотив", расположенный по адресу: г. Белореченск, ул. Свердлова, 3;
- об обязании регистрационной службы внести запись в Единый государственный реестр прав об изменении кадастрового номера стадиона "Локомотив", расположенного по адресу: г. Белореченск, ул. Свердлова, 3 и указать кадастровый номер стадиона - 23:39:11 01 898:0008:03:208:001:002671680.
Определением суда от 22.05.06 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Исаев П.А.
Решением от 20.12.06 в удовлетворении заявления отказано ввиду соответствия действий регистрационной службы требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации).
В кассационной жалобе общество просит отменить решение, принять новый судебный акт. Жалоба обоснована следующими доводами:
- ФГУП "Ростехинвентаризация" г. Москвы аккредитовано в области выполнения работ по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства, следовательно, филиал ФГУП "Ростехинвентаризация" по Республике Адыгея имел право на изготовление технического паспорта на стадион "Локомотив", поскольку законодательство Российской Федерации предусматривает аккредитацию юридических лиц, а не их филиалов;
- суд первой инстанции не учел доводы общества о необходимости внесения изменений в кадастровый номер стадиона "Локомотив" в части указания кадастрового номера земельного участка.
Отзыв на жалобу не предоставлен.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, регистрационная служба сообщением от 28.12.05 N 07/049/2005-049 отказала обществу в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП на стадион "Локомотив", расположенный по адресу: г. Белореченск, ул. Свердлова, 3 по следующим мотивам.
Основанием для внесения изменений в ЕГРП заявителем представлен технический паспорт, выданный филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по Республике Адыгея от 17.08.05. В соответствии с уведомлением Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю филиал ФГУП "Ростехинвентаризация" по Республике Адыгея не аккредитован для выполнения работ по инвентаризации объектов на территории Краснодарского края. Следовательно, представленный на государственную регистрацию технический паспорт не является документом, на основании которого возможно внесение записи об изменении кадастрового номера объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Краснодарского края. Кроме того, регистрирующим органом установлено несоответствие кадастрового номера земельного участка. Таким образом, регистрирующим органом было установлено, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, что явилось основанием для отказа в государственной регистрации, согласно пункту 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации.
Отказывая в удовлетворении заявления о признании данного отказа недействительным, суд согласился с доводами регистрационной службы о том, что филиал ФГУП ""Ростехинвентаризация" по Республике Адыгея не аккредитован для выполнения работ по инвентаризации объектов на территории Краснодарского края, в связи с чем представленный государственную регистрацию технический паспорт не является документом, на основании которого возможно внесение записи об изменении кадастрового номера объекта недвижимого имущества расположенного на территории Краснодарского края.
Вывод суда о том, что филиал ФГУП "Ростехинвентаризация" по Республике Адыгея не аккредитован на проведение технического учета и технической инвентаризации на территории Краснодарского края сделан со ссылкой на уведомление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю. Однако такое уведомление в материалах дела отсутствует.
Кроме того, суд указал, что согласно свидетельству об аккредитации филиал ФГУП "Ростехинвентаризация" по Республике Адыгея аккредитован на выполнение работ по технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности только на территории Республики Адыгея. Указанное свидетельство также отсутствует в материалах дела.
Таким образом, выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с Положением "Об аккредитации федеральным агентством объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства", утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.05 N 70, необходимым условием деятельности организации технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является их аккредитация Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости. В силу пунктов 2.1, 2.2 Положения аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации подлежит организация, которая зарегистрирована в качестве юридического лица. Для получения аккредитации на территории нескольких субъектов Российской Федерации организация открывает в каждом из этих субъектов Российской Федерации филиал, который должен соответствовать требованиям настоящей главы.
Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрена аккредитация юридических лиц, а не их филиалов.
В соответствии с Положением "О федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.04 N 418, в случае аккредитации заявителю выдается свидетельство об аккредитации. В свидетельстве указывается субъект Российской Федерации, на территории которого заявитель может осуществлять технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства. В случае необходимости получения аккредитации на территории нескольких субъектов Российской Федерации заявитель получает свидетельство на территории каждого субъекта Российской Федерации.
Сведения реестра аккредитованных организаций с указанием территорий субъектов Российской Федерации, на которых указанные организации осуществляют технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, являются общедоступными и размещены в сети Интернет и на сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Из реестра, опубликованного на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, следует, что у ФГУП "Ростехинвентаризация" имеется аккредитация на право осуществлять технический учет объектов капитального строительства на территории Краснодарского края и на территории Республики Адыгея.
Технический паспорт на стадион "Локомотив" изготовлен филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" по Республике Адыгея.
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиал является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим все его функции или их часть. Филиалы не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных юридическим лицом положений. Устав ФГУП "Ростехинвентаризация" и Положение о филиале ФГУП "Ростехинвентаризация" не содержат ограничений филиалов осуществлять свою деятельность только по месту их нахождения.
Таким образом, вывод суда об отсутствии надлежащей аккредитации у филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по Республике Адыгея, выдавшего технический паспорт на объект на капитального строительства - стадион "Локомотив", расположенный по адресу: г. Белореченск, ул. Свердлова, 3, ввиду чего сведения, указанные в таком техническом паспорте не могут являться основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исследован неполно. Кроме того, данное обстоятельство само по себе не является основанием для признания недостоверными сведений, содержащихся в техническом паспорте, и отказа в государственной регистрации.
Суд необоснованно не учел доводы общества о необходимости внесения изменений в кадастровый номер стадиона "Локомотив" в части указания кадастрового номера земельного участка. Общество мотивировало это тем, что при регистрации права собственности на стадион "Локомотив", расположенный по адресу: г. Белореченск, ул. Свердлова, 3, регистрирующим органом допущена ошибка в указании кадастрового номера земельного участка, на котором находится стадион.
Отказ регистрационный службы был обоснован тем, что в соответствии со статьей 1 Закон о государственной регистрации кадастровый номер - уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством, и сохраняется пока данный объект существует как единый объект зарегистрированного права. До настоящего времени законодательством Российской Федерации не установлена процедура присвоения кадастровых номеров зданиям и сооружениям, а сам кадастровый номер должен быть сохранен, пока на него существует зарегистрированное право.
Признавая такой отказ обоснованным, суд не учел следующее.
В соответствии со статьей 12 Закона о государственной регистрации информация, внесенная в ЕГРП, является единственным источником юридически значимой информации, подтверждающей существующие права на недвижимое имущество, а также существование ограничений и обременении этих прав.
Присвоение кадастрового номера является необходимым условием осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимости и позволяет однозначно определить этот объект.
Способом, позволяющим идентифицировать расположенные на определенном участке объекты недвижимости, является наличие и у земельного участка, и у расположенного на нем объекта недвижимости кадастровых номеров, совпадающих в части кадастрового номера земельного участка.
В соответствии со статьей 1 Закона о государственной регистрации кадастровый номер здания или сооружения состоит из кадастрового номера земельного участка, на котором находится здание или сооружение, и инвентарного номера здания или сооружения. При этом идентификация земельного участка в ЕГРП осуществляется по кадастровому номеру.
26.03.04 обществом было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на стадион "Локомотив" серия 23-АБ N 320980. При выдаче свидетельства допущены ошибки в указании адреса стадиона - Краснодарский край, Белореченский район, станция Белореченская. Соответственно в кадастровом номере объекта указан кадастровый номер земельного участка, соответствующий этому адресу - 23:39:00 00 001 :0001. Однако стадион "Локомотив" по данному адресу и на указанном земельном участке не находится. Земельный участок, на котором расположен стадион, имеет другой адрес и номер: г. Белореченск, ул. Свердлова, 3, кадастровый номер - 23:39:11 01 898: 0008, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок от 03.12.2004 серия 23-АБ N 774235.
Общество, обращаясь в регистрационную службу с заявлением о проведении государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП на стадион "Локомотив", расположенный по адресу: г. Белореченск, ул. Свердлова, 3, предоставило новый технический паспорт с кадастровым номером здания, в котором указан кадастровый номер земельного участка - 23:39:11 01 898:0008.
Согласно пункту 26 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.98 N 219, если объект недвижимости, для которого сформирован раздел ЕГРП, образован в результате деления, слияния ранее существовавших объектов или выделения из таких объектов либо возникли иные причины, приведшие к изменению кадастрового номера, в графе "Предыдущий кадастровый номер" указываются кадастровые номера предшествовавших объектов.
Из заявленных требований следует, что в новом техническом паспорте кадастровый номер стадиона "Локомотив", расположенный по адресу: г. Белореченск, ул. Свердлова, 3, изменен в результате изменения кадастрового номера земельного участка.
В отзыве на заявление в суд регистрационная служба пояснила, что в тексте представленного на регистрацию обществом документа не был указан предыдущий кадастровый номер объекта недвижимого имущества, что, по ее мнению, не позволяло индентифицировать здание (сооружение), у которого изменен кадастровый номер.
Между тем согласно пункту 1 статьи 19 Закона о государственной регистрации прав возникновение у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений является основанием для приостановления (а не для отказа) в регистрации. В этом случае государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
Суд не выяснил, выполнила ли данные требования регистрационная служба. В решении суда указано, что регистратор прав в письменной форме уведомил заявителя о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях такого решения, в течение месячного срока заявителем не были устранены причины, препятствующие государственной регистрации. Однако доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, в материалах дела отсутствуют.
Ввиду вышеизложенного, вывод суда о том, что оспариваемый отказ является правомерным, является необоснованным. Суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и не установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем принятое решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в ином составе судей.
В силу статьи 20 Закона в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
При новом рассмотрении дела для разрешения требования о признании незаконным отказа в государственной регистрации суду необходимо исследовать вопрос о выполнении регистрационной службой положений статьи 19 Закона о государственной регистрации. Удовлетворение требования об обязании провести государственную регистрацию возможно в случае представления заявителем всех документов, необходимых для ее проведения (статья 17 Закона о государственной регистрации). Поэтому суду следует исследовать указанные обстоятельства.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.06 по делу N А32-8860/2006-12/217 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в другом составе суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июня 2007 г. N Ф08-2923/07 "Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о государственной регистрации прав возникновение у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений является основанием для приостановления (а не для отказа) в регистрации"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело