Закрытое акционерное общество "Донские краски" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском (с учетом уточнения) к федеральному государственному унитарному предприятию "Северо-Кавказская железная дорога" о взыскании излишне уплаченной провозной платы 271 226 рублей 56 копеек и 13 771 рубль 91 копейки предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.04.02 по 09.07.02.
Решением арбитражного суда от 09.07.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.09.02, с ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога" в пользу ЗАО "Донские краски" взыскано 192 442 рубля 56 копеек излишне уплаченной провозной платы и 13 771 рубль 91 копейка процентов. Судебные акты мотивированы тем, что ответчик необоснованно применил ставки сборника "Тарифная политика российских железных дорог", утвержденного телеграммой Министерства путей сообщения Российской Федерации от 05.09.98 N 722. Стороны использовали банковскую форму расчетов, в связи с чем у ответчика возникло денежное обязательство по возврату излишне уплаченной провозной платы. В остальной части иска отказано по тем основаниям, что при оплате за перевозку грузов по территории Российской Федерации взимается налог на добавленную стоимость.
В кассационной жалобе ЗАО "Донские краски" просит отменить состоявшиеся судебные акты в части отказа во взыскании суммы 78 784 рублей, исковые требования в этой части удовлетворить, ссылаясь на то, что согласно пункту 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации к операциям по транспортировке экспортируемых товаров за пределы Российской Федерации применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов.
ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога" возражает против удовлетворения кассационной жалобы, считая решением арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражении на нее.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы и выслушав представителей истца и ответчика, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в апреле 2002 года истец являлся грузоотправителем экспортного груза лакокрасочной продукции по одиннадцати договорам на условиях DAF - граница Республика Казахстан, Республика Украина. На станции отправления с ЗАО "Донские краски" перевозчиком взыскана провозная плата, рассчитанная на основании тарифов сборника "Тарифная политика Российских железных дорог".
Судом установлено, что ЗАО "Донские краски" произвело оплату железнодорожного тарифа на основании счетов, выставленных ответчиком. Полученные денежные средства зачислены на лицевой счет истца в Технологическом центре по обработке перевозочных документов, с которого были списаны впоследствии в счет оплаты железнодорожного тарифа. ЗАО "Донские краски" оплатило железнодорожный тариф в размере, указанном ответчиком в счетах-фактурах NN 170005258, 170005537, 170005819, 170006092, 170006114, 170006446, перечислив платежными поручениями денежные средства на счет Ростовского ТехПД-1. В дальнейшем с лицевого счета истца в ТехПД была списана плата за перевозку. При разрешении спора суд обоснованно исходил из того, что к правоотношениям между истцом и ответчиком необходимо применять тарифы, установленные прейскурантом N 10-01.
Согласно статье 7 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации тарифы на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены данные функции.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" предусмотрено, что тарифы на перевозки грузов устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из смысла статей 6 и 11 Федерального закона "О естественных монополиях" следует, что определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок. Ставки тарифов, предусмотренные сборником "Тарифная политика российских железных дорог" и телеграммой МПС России от 05.09.98 N 722, в установленном законом порядке не утверждены. Таким образом, в настоящее время тарифы на перевозку грузов, в том числе и в международном сообщении, установлены прейскурантом N 10-01.
Что касается тарифной политики стран СНГ, принимаемой на тарифных конференциях, то она носит межведомственный характер и определяет предельный уровень провозной платы. Однако в компетенцию Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ входит лишь рассмотрение вопросов железнодорожных тарифов, но не их утверждение.
С учетом изложенного размер провозной платы, предусмотренный в сборнике "Тарифная политика российских железных дорог" и введенный в действие телеграммой МПС России от 05.09.98 N 722, нельзя рассматривать как общеобязательную ставку грузового тарифа.
Судом дана оценка провозным документам, расчету исковых требований и сделан правильный вывод о правомерности требований истца о возврате излишне уплаченной провозной платы. Судебной инстанцией установлено и не оспаривается ответчиком, что в результате применения незаконного тарифа истец излишне уплатил 192 442 рубля 56 копеек.
Вывод суда об обязанности перевозчика возвратить излишне уплаченную плату за перевозку груза соответствует статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 36, 41 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации.
Судом установлено, что расчеты между сторонами производились перечислением денежных средств ответчику (на счет ТехПД) за конкретные отправки, а не внесением авансовых платежей безотносительно конкретных перевозок. В случае необоснованного использования перевозчиком денежных средств грузополучатель вправе по своему выбору предъявить требование о взыскании с железной дороги соответствующей суммы, уплаченной за перевозку и дополнительные сборы в порядке предварительной оплаты либо об обязании железной дороги внести соответствующие изменения в записи на лицевом счете в ТехПД. Учитывая, что железная дорога после получения претензии от 22.05.02 N 5юр/ДК не восстановила в добровольном порядке на лицевом счете истца в ТехПД излишне начисленную вследствие применения незаконного железнодорожного тарифа сумму, ЗАО "Донские краски" реализовало свое право на защиту предъявлением иска в арбитражный суд.
Поскольку факт неправомерного пользования ответчиком денежными средствами истца подтвержден материалами дела, суд правомерно взыскал с железной дороги предусмотренные статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации проценты за период с 10.04.02 по 09.07.02 в сумме 13 771 рублей 91 копейку.
Таким образом, при определении размера подлежащих уплате процентов, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд правомерно применил ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующую на день предъявления иска и на день вынесения решения, которая согласно расчету истца составляла 23 % годовых.
Вместе с тем, при частичном отказе в удовлетворении иска суд не учел следующие обстоятельства. В соответствии со статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговые ставки при перевозке грузов через таможенную территорию Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.
В материалах дела имеются международные железнодорожные накладные на перевозку груза, свидетельствующие о том, что перевозка осуществлена в страны СНГ.
Доказательства того, что спорный груз не вывозился за пределы Российской Федерации, ответчик не представил.
В соответствии со статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговые ставки при перевозке грузов через таможенную территорию Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов. Имеющиеся в деле документы свидетельствуют о том, что ответчиком оказаны услуги по транспортировке грузов в международном сообщении. Изложенные обстоятельства подтверждают доводы истца о необоснованном удержании ответчиком денежных средств для уплаты 20 % НДС. Необоснованная удержанная перевозчиком сумма 78 784 рублей подлежит возврату истцу, а решение в части отказа в иске - отмене.
Судебные расходы в измененной части решения и по кассационной жалобе на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд СевероКавказского округа постановил:
решение от 09.07.02 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ростовской области от 16.09.02 по делу N А53-8895/02-С1-31 в части отказа во взыскании 78 784 рублей излишне уплаченной провозной платы и взыскания в доход федерального бюджета с ЗАО "Донские краски" 1 575 рублей 68 копеек госпошлины отменить.
Иск в этой части удовлетворить. Взыскать с ФГУП СКДЖ в пользу ЗАО "Донские краски" 78 784 рублей излишне уплаченной провозной платы. Расходы по оплате госпошлины отнести на ответчика.
В остальной части решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.07.02 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 16.09.02 оставить без изменения.
Взыскать с ФГУП СКДЖ в доход федерального бюджета 1 575 рублей 68 копеек госпошлину по иску, 1331 рубль 76 копеек - по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 декабря 2002 г. N Ф08-4406/02 "Размер провозной платы, предусмотренный в сборнике "Тарифная политика российских железных дорог" и введенный в действие телеграммой МПС России от 5 сентября 1998 г. N 722, нельзя рассматривать как общеобязательную ставку грузового тарифа. В соответствии со статьей 164 Налогового кодекса РФ Налоговые ставки при перевозке грузов через таможенную территорию РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело