ООО "Ставропольрегионгаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Ставропольского края, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству труда и социальной защиты населения по Ставропольскому краю, Управлению труда и социальной защиты населения Минераловодской территориальной государственной администрации (далее - управление) о взыскании 653 949 рублей 06 копеек затрат, связанных с предоставлением с ноября по декабрь 2004 г. 50% скидки гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Решением от 14.02.07 с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 463 067 рублей 76 копеек убытков, в части требований к Министерству финансов Ставропольского края, Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерству труда и социальной защиты населения по Ставропольскому краю в иске отказано. В части требований к управлению производство по делу прекращено. Суд указал, что в связи с недостаточностью выделенных из федерального бюджета в 2003 - 2004 годах субвенций на реализацию Закона обязанность по возмещению обществу неполученных доходов ввиду предоставления предусмотренных Законом льгот лежит на Российской Федерации. Суд уменьшил взыскание на сумму НДС, необоснованно включенную в объем затрат.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе Минфин Российской Федерации просит отменить решение и взыскать задолженность с Министерства финансов Ставропольского края. Заявитель указывает, что в соответствии с Законом формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов на основе выделенных из федерального бюджета субсидий отнесено к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации, которые и являются ответчиками в рассматриваемом споре. Свои обязательства по выделению средств на реализацию Федерального закона от 23.12.03 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" Минфин России выполнил в полном объеме.
В письменном отзыве на кассационную жалобу общество просило ее отклонить.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество и управление заключили договор от 01.01.04 N 49/30-6/08-0014/04 о предоставлении 50-процентной скидки по оплате природного газа инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (далее - инвалиды), в соответствии с Законом. Согласно пунктам 2.1.1 и 2.2.2 договора общество обязалось предоставлять инвалидам льготы по оплате природного газа, а управление - по мере поступления средств из Фонда компенсаций и в пределах бюджетных ассигнований, планируемых на реализацию Закона в части оплаты газа, производить обществу финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам. Срок договора установлен с 01.01.04 по 31.12.04.
Поскольку расходы по предоставлению льгот перечисленным в Законе лицам не были возмещены в полном объеме, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования истец предоставил в суд договор от 01.01.04 N 49/30-6/08-0014/04, реестры лиц, пользующихся льготой при оплате газа, с указанием фамилий, имен, отчеств, места жительства; счета-фактуры, акты сверок расчетов, копии удостоверений лиц, пользующихся льготой. Как установил суд, оплата расходов, возникших в связи с предоставлением льгот, произведена обществу в размере 597 389 рублей 90 копеек; данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Согласно Закону установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Статьей 17 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда). Источник финансирования данных льгот не установлен. В соответствии со статьей 15.6 Федерального закона от 06.05.03 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов. Порядок предоставления и расходования таких субвенций утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536 (с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.02.02. N 137, 10.02.03 N 85 и 14.02.04 N 80). Согласно указанному Порядку Минфин России предоставляет субвенции на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год. Предоставленные средства зачисляются на счета бюджетов субъектов Российской Федерации с отражением их в доход соответствующего бюджета. Расходование субвенций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, в том числе на возмещение расходов организаций, связанных с предоставлением предусмотренных Законом льгот.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.05) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.01 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюд жета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При рассмотрении спора суд установил недостаточность выделенных в 2004 г. из федерального бюджета субвенций на финансовое обеспечение Закона, а также отсутствие фактов нецелевого использования местными органами выделенных субвенций. При таких обстоятельствах вывод суда о необходимости удовлетворения требований о взыскании расходов за счет Российской Федерации является правильным, поскольку соответствует указанным нормативным актам.
Рассматривая спор, суд обоснованно в соответствии с положениями статей 146, 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (действовавшим в спорный период), исключил из взыскиваемой суммы НДС, удовлетворив требования о взыскании расходов в размере 463 067 рублей 76 копеек.
Решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.02.07 по делу N А63-18378/06-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июня 2007 г. N Ф08-2672/07 "Затраты на предоставление льготы по оплате газа гражданам по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в РФ" взысканы за счет РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело